Общество, 24 фев 2005, 18:18

Большой театр реабилитировал опальный "Болт" Шостаковича

Большой театр 25 февраля покажет на новой сцене премьеру балета “Болт” на музыку Дмитрия Шостаковича. Спектакль поставил художественный руководитель балетной труппы Большого Алексей Ратманский, в прошлом сезоне представивший другой балет Шостаковича - “Светлый ручей”. В сезоне 2005-2006 годов Юрий Григорович по приглашению Ратманского возобновит свою версию балета Шостаковича "Золотой век".
Читать в полной версии

Художник-поставщик спектакля - известный петербургский театральный художник Семен Пастух, ныне живущий в США. Дирижер - Павел Сорокин. Мировая премьера “Болта” в постановке Федора Лопухова должна была пройти в 1931 году. Но спектакль был запрещен сразу же после генеральной репетиции - худсовет усмотрел в балете пародию на советскую действительность. Особенное возмущение вызывали танцы положительных персонажей. Пресса в последствии писала, что, например, танцы красноармейцев - это издевательство над Красной армией. Объявленные спектакли были заменены на балет “Дон Кихот”. И хотя в прессе появились сообщения, что авторы переработают балет, публика так его и не увидела. Записей балета не осталось, поэтому Ратманский в своей работе мог опираться только на музыку, хотя постановка создавалась при активном взаимодействии композитора и хореографа - Лопухов написал для Шостаковича план балета, и по этому плану сочинялась музыка. Впоследствии часть музыки “Болта” Шостакович включил в “Светлый ручей”. Поэтому какие-то значимые совпадающие моменты обеих партитур, по всей видимости, будут повторены в постановке Ратманского.

Сюжет производственного балета “Болт” предельно прост - рабочего выгоняют с завода за нарушение трудовой дисциплины, и он подговаривает беспризорника подложить в станок болт - “тогда работа ненавистного цеха остановится”. Станок ломается, а подозрение падает на ударника. Однако беспризорник сознается в содеянном. Вместе с тем в балете есть и скачка буденновцев на венских стульях, и танцы народов Кавказа, и танец авиаторов, и портреты сатирических персонажей, что придает спектаклю абсурдность. А вся последняя картина представляет собой сон Ивашки. Он видит себя спасающим морской флот от диверсанта, среди бойцов Красной армии. В целом Ратманский в значительной степени изменил первоначальный вариант либретто Виктора Смирнова. Изменения бросаются в глаза уже с самого начала. В первой сцене либретто нынешней постановки акцент делается на разрыве главных героев Дениса и Насти, из-за чего Денис во время утренней гимнастики на заводе “не попадает в такт”. У Смирнова же действие начинается с пьянства и лени главного героя. Аналогичные изменения прослеживаются во всем либретто. Кроме того, у Ратманского совершенно отсутствует “поповская тема”.

Интересно, что в спектакле Ратманского, как и у Лопухова, главные герои получают имена первых исполнителей партий: главную героиню зовут Настя по имени Анастасии Яценко, Ян - по имени Яна Годовского, Денис - Дениса Савина, а Морихиро Ивате пришлось стать беспризорником Ивашкой. Делопроизводителя Козелькова станцует Геннадий Янин.

Премьерные показы пройдут 25, 26 февраля и 7, 8 марта.

Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе