"Плазма" и LCD не скоро вытеснят обычные телевизоры
Серьезным конкурентом "плазмы" на российском и мировом рынке выступают жидкокристаллические (LCD) технологии. Рынок жидкокристаллических телевизоров стал одним из самых привлекательных для крупнейших производителей электроники, поэтому схватки за достойное место на нем - одни из самых ожесточенных в отрасли. Некоторые эксперты склонны считать, что LCD-телевизоры постепенно выдавят с рынка плазменные, поскольку уже сегодня в сегменте телевизоров с маленькими диагоналями выгоднее произвести небольшой LCD телевизор, чем такой же плазменный.
Но пока плазменный телевизор выигрывает в качестве картинки по сравнению с жидкокристаллическими телевизорами, уверен президент компании FosterGroup Борис Хобод. «У плазменных панелей большое будущее», - добавляет директор по рекламе и связям с общественностью ООО «Акай Электрик» Андрей Коженков. По его мнению, PDP будут адаптироваться для решения тех или других задач сектора business-to-business (b2b). «В торговых центрах плазменные технологии будут востребованы еще в течение 5-6 лет», - продолжает А.Коженков. Так, сегодня в магазине площадью 250 квадратных метров рекомендуется устанавливать как минимум одну крупную плазменную панель, а если речь идет о гипермаркете (15 тыс. квадратных метров), то потребуется уже 60 плазменных панелей.
Что касается соотношения на рынке больших жидкокристаллических телевизоров и плазменных панелей (свыше 37 дюймов), то первенство сегодня принадлежит плазменным панелям. Доля их составляет 90%. Производители «плазмы» очень рассчитывают на увеличение продаж после введения в России европейского стандарта цифрового вещания IDTV, который позволит существенно повысить качество получаемой картинки.
Обсуждая перспективы обычных телевизоров, сделанных на базе электронно-лучевых трубок, Борис Хобод и Андрей Коженков сошлись во мнении, что рынок таких телевизоров если не стагнирует, то прекратил рост. Некоторые производители уже заявили, что отказываются от CRT-технологий. Однако А.Коженков уверен, что в России обычные телевизоры будут пользоваться спросом еще в течение 20 лет, поскольку низкая покупательная способность в некоторых регионах страны не позволяет потребителям тратить средства на дорогие жидкокристаллические и плазменные телевизоры. Кроме того, представитель «Акай Электрик» напомнил, что проекционным экранам тоже некогда предрекали «смерть» с приходом плазменных технологий, но сегодня проекционные экраны - один из востребованных товаров офисной техники. При этом все чаще проекторы используют не корпоративные клиенты, но и обычные граждане: они находят применение в домашних кинотеатрах.
Лидирующая четверка по продаже обычных телевизоров - это Samsung, LG, Philips, Thomas. Эти же компании стали лидерами по продаже плазменных панелей и телевизоров. Но в качестве эти бренды уступают двум японским компаниям - Pioneer и Fujitsu. Однако тенденции рынка непредсказуемы, тот же Pioneer признал плазменное направление в 2005-2006 годах убыточным. Не очень радужные перспективы и у компании Fujitsu. Она рассматривает возможность продажи большей части своей доли в совместном предприятии по производству плазменных панелей партнеру Hitachi Ltd. Таким образом, Fujitsu, пионер производства плазменных панелей, может также уйти из этого бизнеса. По мнению Бориса Хобода, основная проблема сегодняшних производителей плазменных телевизоров - это не наращивание прибыли, а увеличение показателей по продажам.
В России идет консолидация рынка продавцов плазменных и жидкокристаллических панелей и телевизоров, считает Борис Хобод. «В этом году будет тенденция к объединению дистрибьюторов, к их укрупнению, - говорит он. - Каждый вендор, вероятно, выберет одного крупного дистрибьютора и предоставит ему эксклюзивные права на продажи». Президент компании FosterGroup также не исключает, что производители могут применять схемы прямого импорта.