Общество, 24 мар 2006, 17:17

Рынок сухих строительных смесей стремительно развивается

Рынок сухих строительных смесей развивается стремительными темпами. Широкое внедрение модифицированных строительных смесей (ССС) началось во второй половине 90-х годов. Темпы прироста объемов выпуска ССС в России составляли 40-45% в год. Если в 1999г. в России было около 30 предприятий, производящих общестроительные сухие смеси, то сейчас их насчитывается примерно около двухсот. Только в прошлом году появилось 11 компаний по производству этих строительных материалов. Такие данные были представлены в телепрограмме «В фокусе» телеканала РБК.
Читать в полной версии

Оценочно, объемы выпуска модифицированных ССС (за исключением простых смесей или смесей специального назначения - огнеупорных, гидроизоляционных материалов) в 2002г. составили около 850 тыс. т, а в 2005г. этот показатель возрос до 2,5 млн тонн. Можно предположить, что темпы роста российского рынка сухих смесей продолжатся и к 2008г. объем выпуска ССС достигнет 5 млн т.

Однако заместитель генерального директора «Химстройсмесь» Виктор Новоселов считает, что пик продаж ССС прошел. «Рентабельность этого бизнеса с каждым годом все меньше и меньше», - говорит он. Помочь отрасли могла бы «правильная политика» государства. Его поддерживает и генеральный директор ООО «Хенкель Баутехник» Александр Зайцев, который предлагает шире использовать ССС при реализации масштабных государственных проектов. По его словам, использование ССС для внешней облицовки зданий могло бы существенно сократить теплопотери в зимнее время.

Эксперты отмечают, что увеличение рынка ССС будет зависеть от объемов строительных и ремонтно-отделочных работ. Но, по мнению Виктора Новоселова, бум жилищного строительства или его замедление не влияет на рынок строительных смесей, так как по статистике сразу ремонтируется около 80% новых квартир, а 20% квартир продолжают оставаться с «голыми» стенами, поскольку покупаются для дальнейшей перепродажи.

В регионах рост рынка ССС будет обуславливаться дальнейшим ростом квалификации строительных компаний. Сухие строительные смеси - это относительно новый продукт для строителей в регионах (как правило, они предпочитали пользоваться самодельными смесями). Применять широко их начали совсем недавно и сразу же отметили ряд преимуществ, которыми они обладают по сравнению с растворами, производящимися непосредственно на строительной площадке. Применение сухих строительных смесей повышает производительность труда в 1,5-2 раза и при этом сокращает количество потребляемого материала и улучшает качество производимых работ.

Поэтому именно строителей-профессионалов видят в своей целевой группе производители ССС. На строителей приходится более 75% от объема потребления этих материалов. Строители - народ расчетливый, поэтому основным мотивом потребления ССС выступает выгода. Но выгодная цена нередко уступает брендовым предпочтениям. Марки с западными (особенно шведскими и немецкими) названиями кажутся потребителю более качественными, чем с российскими. Это вызвано авторитетом данных стран в области строительства. Сегодня нельзя выделить одного лидера на рынке сухих строительных смесей, есть компании, занимающие около 10% рынка. Марки отечественных производителей успешно конкурируют с марками зарубежных производителей, однако по количеству наименований зарубежные производители по-прежнему лидируют. На лидирующих позициях располагаются смеси «Ветонит», «Плитонит», «Кнауф», «Атлас», «Юнис» и «Крепс». В первую очередь, импортные материалы продвигаются на рынках Москвы, Санкт-Петербурга и в городах-миллионниках. На долю этих городов приходится 40% потребления сухих строительных смесей, 60% смесей потребляют регионы. В московской розничной торговле представлено 115 марок ССС, а на рынке среднего провинциального города представлены около 20 торговых марок.

Генеральный директор «Хенкель Баутехник» Александр Зайцев говорит, что среди строительных организаций наиболее популярны шпатлевки, далее идет штукатурка, универсальные смеси, клеи для плитки, грунтовка и так далее.

Сегодня в России работают около 200 предприятий, производящих сухие строительные смеси. Однако Виктор Новоселов считает, что предприятий намного больше. По его мнению, 200 предприятий работают только в Центральной части России, а еще остается Урал, Сибирь, Дальний Восток, где ощущается высокий спрос на ССС. Например, рынок Новосибирска отличается преобладанием местной продукции, есть свой завод по производству ССС в Иркутске. Несмотря на это, Москва и Санкт-Петербург сохраняют лидирующие позиции на рынке ССС. Например, Северо-Западный регион, за исключением Калининграда, почти полностью зависит от поставщиков из двух федеральных центров. Связано это с тем, что почти все регионы федерального округа расположены не далее нескольких сотен километров от основных центров производства, что позволяет быстро и без значительных издержек доставлять продукцию местным потребителям из двух столиц. Исключением является Калининградская область, но здесь отсутствие московских и петербургских смесей компенсируется продуктами из Польши.

Сегодня войти в рынок с нуля практически невозможно, хотя соблазн создать маленький завод по производству ССС есть у многих. Для организации небольшого предприятия, по ряду оценок, достаточно суммы в 20 тыс. долл. А вот если создавать большое предприятие, потребуются серьезные инвестиции. Во-первых, необходимо обеспечить доставку качественного минерального и органического сырья, во-вторых, закупить современное оборудование для перемешивания ингредиентов, химические добавки; а также наличие постоянного контроля сырья, производства и конечного продукта. Кроме того, необходимы собственные химические лаборатории для усовершенствования и разработки новых строительных смесей.

Болью производителей остается отсутствие ГОСТов на сухие смеси, что является серьезным фактором, сдерживающим формирование цивилизованного рынка сухих смесей. В условиях отсутствия современных ГОСТов на сухие строительные смеси каждый производитель самостоятельно устанавливает «планку качества» посредством соответствующих ТУ на свои продукты.

Рынок ССС является перспективным, растет, и поэтому на нем будут появляться все новые игроки - как российские, так и зарубежные. Высокие темпы роста рынка будут сохраняться в регионах, поскольку в Санкт-Петербурге и Москве уже достигнута близкая к максимальной интенсивность использования ССС на единицу работ. Оптимизма также добавляет статистика. Если в Европе на долю обычного человека приходится 20-30 килограммов ССС, в России объем потребления сухих смесей несравненно меньше - чуть больше 2 кг в год.

Что касается цены на ССС, то в этом году прогнозируется ее повышение на 15-20%. Повлияет на цену инфляция и подорожание перевозок. Однако есть и другие факторы, которые могут оказать влияние на формирование цен на ССС. Претензии ФАС к «Евроцемент групп» добавили сухим строительным смесям в цене от 5 до 20%. Доля цемента в ССС от 25 до 45%.

По прогнозам экспертов, в этом году рынок ССС ждет укрупнение. Вероятно, уже скоро мы станем свидетелями слияний и поглощений компаний, работающих в этом секторе. Западные предприятия, скорее всего, не будут строить в России заводы по производству ССС, а пойдут по пути покупки действующих предприятий. Кстати, одна из крупных западных компаний уже проводила переговоры с несколькими российскими производителями ССС.

Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Привычка к счастью: 4 способа заметить хорошее в своей жизни
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию