Общество, 24 мар 2009, 14:34

За последний месяц доходы сократились у 56% россиян

Около 56% россиян зафиксировали сокращение доходов за последний месяц. Такие данные приводятся в исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Читать в полной версии

Велик и процент тех, чьи доходы за это же время не изменились, - 39%. Причем чаще всего такой ответ давали представители среднего класса. Наконец, 2% опрошенных признались, что их доходы выросли.

Изменились цифры и по сбережениям. Если в прошлом году об увеличении накоплений сообщали 15%, то сейчас - только 6%. Напротив, возросла доля тех, кто отмечает уменьшение сбережений: с 18% в 2008г. до 29% в 2009г.

Если в 2008г. накоплений не делали 68%, то сейчас доля таких респондентов выросла до 72%. Чаще это те, кому денег не хватает даже на продукты (92%). 23% сообщают, что откладывают деньги (в 2008г. - 26%), наиболее склонны заявлять об этом представители среднего класса (46%).

За год увеличилась доля россиян, находящихся за чертой бедности (тех, кому денег не хватает даже на продукты), почти в два раза - с 8% в феврале 2008г. до 14% в феврале с.г. Выросло и количество бедных (тех, кому на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения) - с 28% до 32%. Напротив, сузилась средняя прослойка (денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой) - с 46% до 39%.

Согласно исследованию, с января по февраль индекс оценки материального положения опустился до уровня 2005г.: с 43 до 35. В сентябре 2008г. он составлял 60.

Кризис заставил россиян экономить, в первую очередь, на продуктах питания (50%), одежде и обуви (42%). 30% респондентов сократили расходы на развлечения, 29% - на отдых, отпуск. 24% экономят на лечении и медикаментах, 20% - приобретении крупной бытовой техники, 18% - на больших покупках (недвижимости, автомобилях), 17% - на связи (в том числе, мобильной). 16% снижают расходы на транспорт, 15% - мелкую бытовую технику, по 14% экономят на предметах роскоши и коммунальных расходах, 6% - на образовании. Впрочем, 12% россиян сообщают, что ни на чем не экономят.

Что касается коммунальных платежей, то на них россияне чаще всего тратят менее половины (25-49%) своих доходов, о чем сообщают 45%. У 35% опрошенных эти расходы составляют около четверти (25%) семейного бюджета. Впрочем, с прошлого года доля таких респондентов снизилась (с 40%). О том, что тратят на коммунальные платежи от 50% до 74% доходов или же более 75% доходов, сообщают 11% и 2% россиян соответственно.

Исследование также показало, что за год почти вдвое выросла доля тех, кто считает, что кризис - это долгосрочный процесс, скорого выхода из которого не предвидится. В марте 2008г. так считали 31%, в марте с.г. - уже 59%. По сравнению с январем текущего года несколько снизилось количество россиян, уверенных в скором выходе из кризиса, - с 33% до 27% (год назад, в марте 2008г., так считали 25%). 14% затруднились ответить.

Постепенно продолжает увеличиваться доля тех, кто оценивает ситуацию в экономике как кризисную, - с 34% в декабре 2008г. до 43-44% в январе-марте 2009г. Как катастрофическую ситуацию оценивают 12% респондентов в марте 2009г. против 8% в декабре и 1% в марте 2008г. Нестабильное состояние экономики отмечает каждый третий (33%), стабильное - только 4%. Наконец, лишь 1% отмечает динамичное развитие экономики.

Кризис постепенно становится темой обсуждения большинства россиян: с января доля тех, кто активно обсуждает экономическую ситуацию, выросла с 59% до 68%. Как и прежде, россияне чаще всего думают, что СМИ недостаточно откровенно и полно освещают тему кризиса (39%). Как и месяц назад, респонденты считают Россию страной, наиболее пострадавшей от кризиса, причем доля таких респондентов выросла с 43% в феврале до 47% в марте. За месяц несколько снизилась доля россиян, сильно обеспокоенных кризисом, - с 56% до 51%. 36% сообщают, что кризис их волнует, но не сильно (в феврале - 31%). 8% заявляют, что экономическая ситуация их почти не беспокоит, 3% - абсолютно не беспокоит.

Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива