Общество, 24 мар 2015, 00:25

Кризис родам не помеха

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Рекордный рост рождаемости в 2014 году в России помог сети клиник «Мать и дитя» Марка Курцера впервые получить чистую прибыль в размере более 1 млрд руб.

Роды и прочие услуги

Крупнейшая российская сеть гинекологических клиник «Мать и дитя» увеличила свою выручку в 2014 году на 27%, до 7,2 млрд руб. по сравнению с 5,6 млрд руб. в 2013 году. Чистая прибыль компании выросла на 73% и составила 1,3 млрд руб., говорится в сообщении компании, опубликовавшей годовую отчетность. Рост EBITDA за год составил 31%, показатель достиг 2 млрд руб. Рентабельность компании по EBITDA достигла 29%.

Капитальные затраты компании за год составили 3,1 млрд руб. (это практически столько же, сколько и в прошлом году). Основная доля затрат пришлась на строительство первого регионального клинического госпиталя «Мать и дитя» в Уфе. Также в 2014 году группа совершила сделку по поглощению региональной компании «Авиценна», в состав которой входят три многопрофильные медико-диагностические клиники с лабораторией и госпиталь с родильным отделением. Стоимость сделки составила 1,7 млрд руб.

Младова отметила, что росту выручки преимущественно способствовало дальнейшее увеличение потока пациентов в госпитале «Лапино», прирост за счет приобретения «Авиценны», а также улучшение результатов существующих клиник, в том числе за счет расширения спектра предоставляемых услуг.

Динамичный рост «Мать и дитя» показывала и раньше: в 2012 и 2013 годах выручка компании увеличивалась на 40%. Примечательно, что в этом году компания существенно увеличила свою выручку в сегменте «прочие медицинские услуги» (в него входят хирургия, стоматология, диагностика, лабораторные исследования): с 721,4 млн руб. в 2013 году до 1,2 млрд в 2014 году (рост на 43%). Таким образом, доля прочих медицинских услуг выросла в структуре доходов компании с 12% до 17%. При этом рост в сфере основных услуг компании (ведение родов, лечение женского бесплодия, общая гинекология и пр.) составил около 20%.

В самой компании заявляют, что основным направлением деятельности группы «Мать и дитя» по-прежнему остается оказание частных медицинских услуг в области женского и детского здоровья. Однако, как считают эксперты, увеличение числа предоставляемых услуг — правильная стратегия. «Из-за высоких цен контингент клиники ограничен, это очевидно, — говорит директор центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. — Ведь в какой-то момент целевая аудитория компании может достичь предела, и группе «Мать и дитя» станет сложно развиваться дальше».

Кризисное планирование беременности

Исследования и опросы экспертов показывают, что рынок частных медицинских услуг в России растет. Как ранее писал РБК, согласно исследованию сети клиник «Чайка», если в 2014-м объем российского рынка составлял 1,337 трлн руб., то к 2017 году он может вырасти до 1,815 трлн руб.; только мос­ковского — с 441 млрд до 573 млрд руб.

Объем рынка гинекологии и акушерства в России также растет год от года: в 2009 году он составил 70,2 млрд руб., в 2010 году — 78,8 млрд руб. (+12,1%), в 2011 году — 92,2 млрд руб. (+17,1%), в 2012 году 103,7 млрд руб. (+12,4%), в 2013 году — 117,9 млрд руб. (+13,7%).

В группе «Мать и дитя» уверены, что спрос на гинекологические услуги будет только расти. «В 2014 году в России был рекордный уровень рождаемости, — говорит представитель компании. — В результате чего спрос на родильные услуги группы компаний вырос на 19%. Мы надеемся, что рост продолжится и в этом году».

В этом году, несмотря на кризис, сегмент гинекологических услуг снижаться не будет, согласен представитель сети «Чайка» Вячеслав Ключников. «Наша клиника не чувствует, что люди стали экономить, — говорит он. — Что касается гинекологии, то рождение ребенка это долгожданное событие для каждой семьи. На него не жалко потратить деньги».

По мнению Ключникова, кризис может даже положительным образом сказаться на демографии: женщины, попавшие на работе под сокращение, могут переориентироваться на рождение детей.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева, наоборот, считает, что сложная макроэкономическая ситуация и снижение реальных доходов населения могут негативным образом сказаться на демографии: люди будут откладывать рождение ребенка до лучших времен. Однако клиникам высокого ценового сегмента это может сыграть на руку, уверена она. «Часть представителей среднего класса, ранее планировавших рождение ребенка в зарубежных клиниках, могут остаться в России», — говорит она.

Многие пациенты сейчас, действительно, задумываются, стоит ли планировать беременность или нет, подтверждает директор «Медицинского женского центра» Татьяна Кузнецова. Однако на данный момент падения спроса в клинике не почувствовали. «Если падение и есть, то незначительное, мы его пока не ощущаем», — добавляет генеральный директор клиники «Диламед» Марина Алфимова.

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным