Большой театр возобновил "Бориса Годунова"
Известно, что над оперой М.Мусоргский работал с 1868 по 1872 гг. Первая редакция «Бориса Годунова» была отвергнута оперным комитетом Мариинского театра в феврале 1871 года. Благодаря поддержке друзей композитора и выдающейся певицы Ю.Платоновой 29 февраля 1872 года театрально-литературный комитет «одобрил оперу». 5 февраля 1873 года в Мариинском театре впервые были исполнены три сцены (Корчма, Сцена у Марины и Сцена у фонтана).
Спектакль имел большой успех у зрителей и у музыкальной критики. Однако в октябре 1873 года оперный комитет вторично забраковал оперу. Несмотря на это, директор императорских театров С.Гедеонов, уступая настоянию певицы Ю.Платоновой, распорядился включить «Бориса Годунова» в репертуар. Репетиции начались в конце 1873 года, и первое представление спектакля 27 января 1874 года одновременно имело и огромный успех, и вызвало яростную полемику критики. 20 октября 1876 года опера была возобновлена без последней Сцены под Кромами. Однако в 1882 году опера была исключена из репертуара Мариинского театра постановлением Художественного совета.
В Москве в Большом театре премьера «Бориса Годунова» увидела свет 16 декабря 1888 года: дирижер И.Альтани, режиссер А.Барцал, художник К.Вальц, балетмейстер А.Богданов. Спектакль прошел 11 раз, последний – 12 января 1890 г.
По словам профессора Е.Левашова, «существует семь авторских вариантов. Первый относится к 1868-69 гг. Там нет Польского акта и, разумеется, нет Сцены под Кромами. А также песни Шинкарки и характерных сцен в картине "Царский терем в Кремле". Эта авторская версия является самой стройной из всех, потому что Мусоргский писал ее, ни на кого не оглядываясь. Но она не была принята к постановке - слишком новаторски выглядела. К тому же и называлась она не оперой, а музыкальным представлением».
Постановка 2007 года осуществлена во второй авторской редакции М.Мусоргского (1872 год). Поставили "Бориса Годунова" на сцене Большого театра художник Павел Каплевич, дирижер Александр Ведерников и кинорежиссер Александр Сокуров. Спектакль будет дебютом известного режиссера в опере.
По словам режиссера-постановщика, спектакль сделан без всякой привязки к теме власти: «Наш спектакль - единое драматическое действие, с одним антрактом для смены декораций. Без назойливых пауз, без зрительского прозябания во время перемены картин. Мы не будем совершать революции, что-то переиначивая, потому что хорошо понимаем, что существуем в пространстве традиционной национальной культуры России. Для зрителей большой новостью станет высочайшее художественное качество проработки декораций и костюмов, в чем огромная заслуга мастеров разных цехов Большого театра. Мы создаем произведение визуальное, в котором сочетается современная культура ремесла и профессии, и высокой художественной традиции своего времени».
Премьерные спектакли пройдут 25, 26, 27 и 28 апреля.