Общество, 24 мая 2012, 12:00

7. Щи да каша

Русские любят поесть. Этот бесспорный факт подтверждается целым рядом зарубежных стереотипов вокруг традиционной русской кухни. Мы литрами пьем горячий чай с баранками и пряниками, а в перерывах поглощаем супы со сметаной под закуску в виде блинов, которыми тоже питаемся круглый год.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Праздник живота

Красочные стереотипы о русской кухне и национальной культуре питания собраны в книге Владимира Жельвиса "Эти странные русские". Вот что пишет автор о наших гастрономических пристрастиях: "В целом русские любят, чтобы всего было много... Если вас пригласит на чашку чая англичанин, вам подадут чашку очень хорошего чая, возможно, вы получите еще и маленькое печенье. Если же вас пригласит на чашку чая русский, то лучше вам перед визитом ничего не есть. По прибытии вашему взгляду предстанет стол, прогнувшийся под тяжестью разных блюд".

Вообще мнение о страсти россиян к обильным трапезам за длинными, заставленными яствами столами – одно из самых распространенных. Вот что вспоминает об отечественной трапезе гость из Аргентины: "На родине мы почти не завтракаем, а русские могут на завтрак съесть суп. У нас это считается обжорством". Спорить с этим сложно, такова традиция: ломящийся от разносолов стол издавна считался у нас признаком хорошей хозяйки.

К слову, супы – в самом деле одна из главных составляющих нашей кухни. По сравнению с Францией и ее одним традиционным луковым супом, Испанией с гаспаччо и тем более США, где супы вовсе отсутствуют как вид, Россия по уровню супопотребления впереди планеты всей. Но не все супы российского происхождения. Часто гости из-за рубежа путают культурные факты. Так, например, для многих иностранцев становится открытием, что суп с труднопроизносимым названием borscht - не совсем русское блюдо. "Одно время мечтала попробовать русский борщ, о котором много читала. Когда увидела в меню "украинский", то почувствовала, что меня обманывают", - делится впечатлениями студентка РУДН из Аргентины.

Бутылка кефира, вобла, полбатона

Традиционные стереотипы о русской кухне благодаря развитию туризма уступают место новым гастрономическим мифам. Так, многие гости из-за границы давно в курсе, что блины с икрой мы едим преимущественно в Масленицу, а не каждый день на завтрак, и что икра без блинов в средней полосе России – продукт дорогостоящий, и ведрами никто ее не употребляет. Также знают, что самовары в современных квартирах – скорее раритет, чем норма, да и чай на шишках – туристический "аттракцион", в то время как россияне уже давно перешли на пакетики.

У каждого иностранца из личного опыта складываются собственные представления о русской кухне. На сайте Академии международных знакомств Марины Романовой собраны занимательные представления иностранцев об особенностях наших трапез. Так, оказалось, что для многих настоящим откровением в России становятся такие, казалось бы, простые и непредставительные продукты, как вобла и батон. "Меня научили пить пиво с сушеной рыбой – этого я нигде не видел, – признался гость из Нидерландов. - Сначала не хотел пробовать из-за ужасного вида и запаха, а потом понравилось. Стучать воблой по столу – это очень по-русски и весело. А по-настоящему национальный продукт – нарезной батон. Он олицетворяет страну – белый, простой, чаще всего не первой свежести, но очень вкусный".

Еще одна национальная особенность нашей кухни, подмеченная иностранцами, - смешивать несовместимое и давать получившемуся, явно опасному для здоровья, блюду романтичное название. Например, есть у нас такой салат "Русский" - неизменная составляющая меню большинства российских и зарубежных кафе. Рецепт простой: все, что осталось в холодильнике, щедро заправляется майонезом. Вот как отзывается о нашей кухне корреспондент СNN, англичанин Матью Чанс: "Сама русская кухня вкусная, но она очень часто бывает плохо приготовлена. Вы не ухаживаете за едой, в отличие, например, от итальянцев и французов, которые любое блюдо "сочиняют" с любовью. И хороший продукт вы умудряетесь испортить, залив его жирным майонезом".

"Меня всегда веселит мясо по-французски. Кроме названия в мясе ничего французского нет. Во Франции я ни разу не встречал мясо под сыром и помидорами", - пишет мексиканец. Удивляет иностранцев и такой отечественный "деликатес", как крабовые палочки, которые, как известно, никакого отношения к крабам не имеют. "У вас есть крабовые палочки, я их никогда раньше не пробовал. Моя девушка приготовила салат из крабовых палочек. Она сказала, это ваш традиционный салат. Вкусно", - делится немец.

Однако не все составляющие нашей национальной кухни в глазах иностранцев выглядят вредными и жирными. Путь к сердцу иностранца, особенно европейца, мы проложили через отечественный кефир, ряженку и сметану. В Европе таких продуктов просто не знают: на прилавках лишь йогурты, мягкие разновидности сыров и "кислые сливки" - нечто напоминающее нежирную сметану. "Мне больше всего нравятся ваши молочные продукты. Ряженка, кефир, творог, варенец, - это невероятно вкусно, полезно, и такого нет нигде в мире. Еще молочный суп - очень необычное блюдо, которое готовят только у вас. Я попробовал его дома сделать - ничего не вышло", - пишет австралиец.

Голливудская клюква

Фильм "Порок на экспорт", рассказывающий о бандитах Николае, Семене и Кирилле, переполнен стереотипными представлениями о России и русских. Один из самых ярких – кроваво-красный борщ "как у мамы", которым в русском ресторане промышляет Семен. Один из самых умилительных моментов фильма - реплика Наоми Уоттс, отведавшей исконно украинского супа: "Мой отец готовил такой же вкусный борщ".

Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ