Нефтяная безработица
Продажа ТНК-ВР изменила расстановку сил на рынке труда. Ее нефтяники, которые не согласились работать в «Роснефти», все чаще ищут работу. Руководитель индустриального и нефтегазового направлений в России кадрового агентства Hays Светлана Пороскова отмечает, что число соискателей в секторе, по данным первого квартала 2013 года, увеличилось. Трудоустроить такое количество специалистов в сжатые сроки будет проблематично, устраивающих их предложений не так много.
В первом квартале 2013 года на российском нефтегазовом рынке наблюдалось сокращение новых рабочих позиций, сообщила рекрутинговая компания Hays в своем исследовании. Отчасти это было обусловлено сделкой по приобретению «Роснефтью» ТНК-ВР. Она была завершена в марте, вызвав «крупный сдвиг на рынке».
Сейчас «Роснефть» реализует основной этап интеграции ТНК-ВР, продолжая формировать новую эффективную структуру управления центрального офиса и дочерних предприятий компании.
По словам Светланы Поросковой, такая ситуация характерна и для регионов, где сосредоточена основная деятельность нефтяных компаний. «При слиянии компании, как правило, какие-то этапы финансирования проектов откладываются и наем новых работников отодвигается по решению центрального офиса. До тех пор пока не будет ясна в целом структура объединенной компании, активного найма не будет», ― говорит она.
Ситуация изменится во втором полугодии, считает г-жа Пороскова. К этому времени руководящие посты в объединенной компании будут распределены, что повлечет за собой оживление кадровой работы на региональных направлениях.
Временное замораживание найма сотрудников коснулось не только «Роснефти» и ТНК-ВР, но и других игроков российского рынка. Так, крупнейшие сервисные компании не могут предложить новые должности, так как многие из их проектов на местах были заморожены.
То, что не все сотрудники ТНК-ВР перейдут на работу в «Роснефть», стало очевидно на прошлой неделе. Источники РБК daily рассказывали, что руководство компании предложило работникам центрального офиса ТНК-ВР написать заявление об увольнении по собственному желанию. Сегодня последний день, когда они еще работают в ТНК-ВР, рассказал собеседник РБК daily. Часть сотрудников действительно переходят в «Роснефть», остальным пообещали трудоустройство в «дочках» новой компании.
Люди не только приходят в «Роснефть», но и, проработав некоторое время, покидают компанию. В начале недели она сообщила об уходе трех бывших топ-менеджеров ТНК-ВР. «Люди просто не выдержали напряженного темпа работы, который принят в «Роснефти», — говорит источник РБК daily, близкий к компании. — Для достижения по-настоящему значимого результата высокооплачиваемый менеджмент просто обязан много работать, зачастую допоздна и в выходные. В ТНК это, видимо, было не принято. Вот люди и написали заявления».
По мнению г-жи Поросковой, наиболее активным будет рынок downstream ― переработка и сервисное обслуживание. Исторически сложилось, что большинство кандидатов хотят работать в западных компаниях или в российских компаниях, в которых есть иностранное управление. «В таких компаниях понятная структура, есть социальный пакет и возможности карьерного продвижения», ― говорит она. По ее словам, нефтегазовый сектор отличается мобильностью персонала: они готовы к переезду как за рубеж, так и с месторождения на месторождение внутри России.
К российскому нефтегазовому рынку со стороны иностранных специалистов также большой интерес. «Сейчас много соискателей из азиатских стран, а также Ближнего Востока, Латинской Америки. Есть специалисты, которые работали на шельфе, в том числе в Норвегии и других регионах. Таких соискателей на российском рынке становится все больше и больше», ― говорит она.
При этом в целом глобальный индекс вакансий в нефтегазовом секторе компании Hays (The Hays Oil & Gas Global Job Index) в этом году восстанавливается: в марте 2013 года показал значение 1,49, увеличившись со значения 1,23 в декабре 2012 года.