Общество, 24 июн 2014, 01:25

Прибыль с Востока

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Усиление экономического партнерства России и Китая поможет бизнесу крупных российских компаний, считают аналитики Сбербанка. Как отмечается в исследовании под названием «Российский орел. Разворот России в сторону Азии — эволюция, а не революция», выгоду от политической и экономической дружбы двух стран могут получить «Мечел», «Уралкалий», «Мостотрест» и Globaltrans.

Китай в первую очередь воспринимается как покупатель российского сырья, в том числе и через участие в разработке крупных месторождений. Основные надежды на будущее «Мечела» аналитики и представители компании возлагают на проект Эльгинского месторождения. Именно поставки с этого месторождения будут основным драйвером роста продаж, говорит представитель «Мечела». По его словам, поставки угля в Китай в 2013 году уже увеличились вдвое по сравнению с предыдущим годом — теперь Китай занимает около 39% в общем объеме продаж горнодобывающего дивизиона компании. В 2014 году компания планирует увеличить отгрузки в Китай еще на 20%.

Аналогичную ставку делают и в «Уралкалии», считают аналитики Сбербанка. У компании действует контракт с Китаем на экспорт 700 тыс. т продукции по 305 долл. за 1 тонну (компания сообщила об этом в январе 2014 года). «Уралкалий» в целом сохраняет своих основных клиентов, менеджмент компании начнет переговоры по новому контракту с консорциумом китайских компаний во главе со Cnampgc Holding Ltd. Corporation в сентябре, заявлял гендиректор Дмитрий Осипов в ходе пресс-конференции по результатам первого квартала 2014 года. По оценке Осипова, спрос на Востоке растет отчасти благодаря снижению цен.

А самый большой проект России и Китая — контракт на поставку газа в Китай, который был подписан «Газпромом» и китайской CNPC в мае 2014 года. Общая сумма сделки — 400 млрд долл. на 30 лет. Первые поставки газа в Китай по восточному маршруту могут начаться через четыре-шесть лет. Для обеспечения контракта будет строиться инфраструктура: Владимир Путин оценивал в мае общую сумму инвестиций, в том числе и с китайской стороны, в 70 млрд долл. Средства требуются для освоения Чаяндинского и Ковыктинского месторождений в Восточной Сибири, газ с которых будет поставляться в Китай, а также для строительства газопровода «Сила Сибири». Его протяженность составит 3,2 тыс. км, он пройдет от Якутии до Владивостока с отводом на Китай в районе Благовещенска. На строительство газопровода будет потрачено 55 млрд долл., говорил тогда Путин.

Сети и энергетика

В конце мая, во время визита Владимира Путина в Китай, компания «РусГидро» и ее «дочка» РАО «ЭС Востока» подписали два соглашения о сотрудничестве с китайскими компаниями PowerChina и Dongfang Electric. Первое соглашение рамочное — китайцы могут принять участие в программе развития малой гидроэнергетики, а договоренность с Dongfang предполагает строительство и ремонт электросетей и генерации на сумму до 78 млрд руб. Китайская компания готова принять участие в финансировании и реализации проекта строительства газотурбинной установки на Владивостокской ТЭЦ-2 с установленной электрической мощностью 93 МВт и тепловой мощностью 80 Гкал/ч, сообщал представитель РАО «ЭС Востока».

«РусГидро» уже имеет опыт сотрудничества с Китаем. После паводка, который прошел на Дальнем Востоке летом и в начале осени 2013 года, компания договорилась с китайской Sanxia о подписании соглашения об участии в строительстве противопаводковых гидроэлектростанций на Дальнем Востоке. Суммарные инвестиции в эти проекты могут превысить 380 млрд руб.

Во время визита Путина в Китай в мае 2014 года было подписано соглашение о намерениях по стратегическому сотрудничеству в области электроэнергетики между «Интер РАО» и Huaneng. Как говорил журналистам председатель правления «Интер РАО» Борис Ковльчук в мае, соглашение предусматривает три варианта проектов — в России, Китае и третьих странах. Так, в России стороны обсуждают возможность покупки энергоактивов — например, ТГК.

Кроме того, в 2012 году Восточная энергетическая компания («дочка» «Интер РАО») подписала долгосрочный контракт с Государственной электросетевой корпорацией Китая на поставку электроэнергии из РФ в КНР. Контракт предусматривает поставки в Китай в течение 25 лет в объеме не менее 100 млрд кВт·ч в провинцию Хэйлунцзян.

Сотрудничать с Китаем готовы и «Россети». В мае 2014 года компания подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с Государственной электросетевой компанией Китая. Конкретных решений принято не было, стороны лишь отметили возможность совместного строительства Евро-Азиатского энергомоста и организации поставки электроэнергии из России в Китай.

Мост в Китай

Китайские компании могут заинтересовать инфраструктурные проекты в России, считает аналитик Сбербанка Юлия Гордеева. Китайцы могут работать по модели государственно-частного партнерства. Компания «Мос­инжстрой», которая является генеральным подрядчиком по строительству инженерной инфраструктуры в Москве, в конце мая заключила соглашение с China Railway Construction Limited и China International Fund Limited о привлечении инвестиций для сооружения Московского метрополитена. Китайцы вложат средства в ветку, которая свяжет Троицкий и Новомосковский округа города с его центром, говорили в правительстве Москвы в мае. Примерный объем инвестиций тогда оценивался в 2 млрд долл.

Другим примером сотрудничества китайских инвестиций и российских строителей может стать проект Керченского моста. Китайская China Communications Construction Company уже подтвердила возможность финансирования проекта, говорил председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах в интервью РБК в середине июня. Со стороны российских компаний главным бенефициаром проекта аналитики Сбербанка называют «Мостотрест» братьев Ротенбергов. Их компания может участвовать в строительстве Керченского моста и как подрядчик, если китайцы оставят себе инвестиционную составляющую проекта, и как субподрядчик, если Китай все-таки возьмет на себя роль основного подрядчика, считают в Сбербанке. Представитель «Мостотреста» не стал комментировать участие в строительстве Керченского моста, отметив, что окончательное решение компания всегда принимает после детального анализа конкурсного предложения.

Поезд на Восток

Заработать на восточном направлении смогут и транспортные компании, считают аналитики Сбербанка. В первую очередь это скажется на увеличении  перевозок и росте капитализации, например, у крупного перевозчика Globaltrans. По подсчетам аналитиков, компания в 2014 году сгенерирует около 326 млн долл. свободного денежного потока после учета капзатрат, обслуживания долга и дивидендов миноритарным акционерам, а на рост котировок ее акций повлияет в том числе и крупный инфраструктурный проект по модернизации БАМа и Транссиба. Пропускная способность магистралей должна к 2018 году увеличиться до 75 млн т в год.

Объем перевозок за 2013 год между Россией и Китаем, по данным РЖД, увеличился на 8%, до 30,5 млн т. На экспорт отправлено 27,9 млн т, импорт — 2,5 млн т, транзит в КНР — 75,4 тыс. т, транзит из КНР — 135,5 тыс. т. Объем контейнерных перевозок при этом вырос на 7% за 2013 год и на 8% за первый квартал 2014 года. В 2014 году грузооборот по железной дороге между Россией и Китаем не увеличится более чем на 2%, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Контейнерные перевозки продолжат расти, но перевозки угля будут постепенно переходить на портовые терминалы, что связано в первую очередь со слабой развитостью железнодорожной инфраструктуры в регионе. По словам Безбородова, 90% объемов перевозок между двумя странами приходится именно на дальневосточные порты — перевозки за 2013 год выросли на 10%, до 50,6 млн т.

Развивать портовый бизнес в регионе планирует и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. В мае «Сумма» подписала соглашение с провинцией Цзилинь о перевалке через Зарубино грузов с севера на юг Китая, запустить первую очередь планируется в 2018 году. Представитель компании называет проект ключевым на ближайшие годы, инвестиции могут составить более 40 млрд руб. По словам представителя «Суммы», 60% грузооборота порта будут обеспечивать китайские транзитные грузы. Именно за счет них планируется обеспечить рентабельность проекта.

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать