Общество, 24 июл 2013, 01:05

Смотрите, с кем работаете

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Менеджер по имени Михаил, работающий в крупной компании по производству и поставкам стеклобутылки, утверждает, что его фирма никогда не выполняла заказов для производителей левой водки. Это похоже на правду: среди клиентов компании — крупнейшие федеральные производители крепкого спиртного. При этом Михаил уверен, что многие его коллеги с других предприятий не побрезгуют работать и с сомнительными заказчиками: падение водоч­ного производства в России рикошетом ударило и по бизнесу поставщиков комплектующих. В ситуацию решили вмешаться производители алкоголя: крупнейшие водочники поставили стекольщикам ультиматум, угрожая разрывом контрактов с теми, кто будет замечен в сотрудничестве с бутлегерами.

Не надеясь на оперативную под­держку государства в борьбе с заполонившим рынок алкоконтрафактом, водочные гиганты сами вышли на тропу войны с производителями левака. Как стало известно РБК daily, Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), объединяющий крупнейшие водочные заводы страны, разослал письма поставщикам стеклобутылки, в которых предупредил, что члены СПАП будут разрывать контракты с теми, кто рискнет поставлять бутылки производителям нелегального спиртного.

В рамках этой инициативы СПАП попросил производителей представить образцы своей продукции. «Весной все члены ассоциации подписали соглашение о совместной борьбе с контрафактной продукцией, — рассказал РБК daily председатель правления СПАП Дмитрий Добров. — Одно из направлений в рамках этого соглашения — работа с поставщиками стекла. Сейчас мы составляем библиотеку образцов бутылок, выпущенных на разных заводах, для чего и разослали производителям такие письма».

По словам г-на Доброва, при обнаружении в продаже контрафакта водоч­ники будут направлять на лабораторный анализ бутылки, в которые была разлита нелегальная продукция. Если они получат убедительные доказательства того, что кто-то из их поставщиков производил бутылки для нелегалов, то контракты с ними будут разорваны, и стекольщики лишатся крупных клиентов.

Действительно, сейчас в Интернете можно встретить немало предложений оптовых поставок оригинальных бутылок под водку известных марок — «Пять озер», «Журавли», «Парламент» и т.д. Средняя стоимость предложения — от 2 до 3 руб. за единицу в зависимости от партии. Тем не менее на стеклозаводах, куда за комментариями обратилась РБК daily, разговаривать на эту тему желанием не горели. «Мы ничего такого не производим, никогда о таких фактах не слышали и вообще ничего не знаем», — заявили на пяти подряд стекольных заводах, до которых удалось до­звониться.
 
Однако в одной из компаний, владеющей стеклозаводом в Китае и поставляющей бутылки и комплектующие крупным алкопроизводителям, согласились прокомментировать ситуацию на рынке. «Сейчас на стекольном рынке сложилась настолько сложная ситуация, что практически любой стекольный завод возьмется за любой заказ», — рассказал РБК daily Михаил, возглавляющий одно из подразделений компании. По его словам, падение на 30% легального рынка водки ударило и по производителям стекла. «У многих заводов территория завалена невостребованными бутылками, — рассказывает Михаил. — При этом, если водочники могут просто остановить свой конвейер, стекольщики затушить печи не могут: чтобы разжечь заново печь, нужен как минимум месяц, и это связано с существенными затратами».
 
По словам Михаила, крупные производители бутылок, связанные большими контрактами с федеральными производителями водки, вряд ли станут работать налево: конкуренция на рынке слишком большая, чтобы рисковать своей репутацией. «Однако за всех поручиться не могу», — резюмирует менеджер. По данным СПАП, сейчас на водочном рынке представлена продукция 70—80 производителей стеклотары.
 
Комментируя инициативу СПАП, Михаил не скрывает скепсиса. «Не думаю, что лабораторный анализ способен дать сто­процентную гарантию, что производителем выявленной бутылки с левой водкой является какой-то конкретный стеклозавод, — считает он. — Есть, конечно, бутылки, сделанные из особого стекла с использованием специфических добавок — их авторство установить можно. Но в большинстве случаев это стандартное сырье, стандартные технологии». По его мнению, если водочники начнут составлять черные списки и разрывать контракты, стекольщики смогут успешно оспорить их действия в судах.
 
Представляющий интересы водочников Дмитрий Добров согласен, что экспертиза стекла не может дать исчерпывающие доказательства вины того или иного завода. «Однако производители бутылок должны знать, что мы отслеживаем ситуацию и готовы реагировать в случае возникновения подозрений, — считает он. — Не сомневаемся, что создание базы по стеклу даст хороший профилактический эффект, заставит производителей стекла задуматься, с кем им стоит работать, а с кем связываться не стоит».
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple