Карлос Слим не прогадал
Голландская телекоммуникационная компания KPN продаст свою немецкую мобильную «дочку» E-Plus за 8,1 млрд евро испанской Telefonica. В результате может быть создан крупнейший сотовый оператор в Германии. Особенно же выгодна сделка богатейшему человеку планеты Карлосу Слиму, который владеет 28% KPN. Вложения в европейский телеком принесли мексиканцу около 2 млрд евро убытков, которые он рассчитывает компенсировать.
По итогам сделки подконтрольная Telefonica немецкая O2, в которую войдет E-Plus, станет крупнейшим мобильным оператором Германии с долей 38% и обойдет нынешних лидеров Deutsche Telecom и Vodafone. KPN получит от испанцев 5 млрд евро наличными и 17,6% акций объединенной компании, которые оцениваются в 3,1 млрд евро. Компании рассчитывают закрыть сделку к середине следующего года и ожидают синергического эффекта на 5—5,5 млрд евро.
Сделка получила одобрение со стороны Карлоса Слима, который является самым крупным акционером KPN. Богатейший человек в мире с состоянием 73 млрд долл. (по данным Forbes) купил этот пакет акций в прошлом году, потратив в общей сложности более 3 млрд евро. Аналитики гадали, что означают эти инвестиции: ошибочный выход на телекоммуникационный рынок Европы, переживающий не лучшие времена, или же традиционную для мексиканца покупку хороших активов на нижнем уровне цены. «Наиболее очевидный путь к созданию стоимости в KPN — продажа или слияние ее плохо развитого бизнеса в Германии с активами Telefonica», — отмечали тогда аналитики Bernstein Research.
Однако после того, как г-н Слим вошел в капитал KPN, акции компании продолжили дешеветь. По итогам прошлого года «бумажные» потери мексиканца по вложениям в голландскую компанию достигли 1,7 млрд евро, сообщала The Financial Times. С начала этого года по прошлую пятницу (последний день перед появлением слухов о сделке) акции KPN потеряли еще 31% стоимости. Из-за слабых финансовых показателей компания в 2012 году отказалась от выплаты дивидендов, бывших до этого весьма щедрыми (12%). Во вторник KPN сообщила о падении прибыли во втором квартале на 68%, до 108 млн евро, из-за высокой конкуренции на рынке мобильной связи и падения спроса на фиксированную связь.
Подконтрольная г-ну Слиму America Movil пока никак не комментирует сделку. «Слим и KPN знают, что никогда больше не получат за этот актив такую хорошую цену, как прямо сейчас. Конкурентная среда в Германии становится хуже... E-Plus находится там в крайне неустойчивом положении: слишком маленькая, слишком мало частот и нет возможности инвестировать в развитие, чтобы идти вровень с другими игроками», — цитирует Reuters источник, близкий к переговорам.
Акции KPN уже прибавили 13% в понедельник на слухах о готовящейся сделке, а во вторник после официального объявления подорожали еще на 4%. KPN сообщила, что направит большую часть вырученных средств на погашение собственного долга, что должно сделать ее привлекательнее для инвесторов. Оставшиеся деньги компания пообещала потратить на возобновление выплаты дивидендов со следующего года.
Впрочем, успех сделке пока не гарантирован. «Главное препятствие — получение одобрения от немецкого антимонопольного ведомства», — отметил в своем отчете аналитик IHS Джеймс Эллисон. Сделку внимательно изучит и Еврокомиссия. Объединение активов KPN и Telefonica угрожает сделать немецкий рынок наименее конкурентным из пяти крупнейших в Европе, в то время как сейчас он занимает второе место, полагают аналитики Citi. Впрочем, в Еврокомиссии уже отметили, что никакого предубеждения к сделке там нет и ведомству «хотелось бы больше трансграничной консолидации» в телекоммуникационном секторе. За первую половину года телеком-компании в Европе объявили о слияниях и поглощениях на общую сумму 60 млрд долл., вдвое больше, чем годом ранее, подсчитала исследовательская компания Dealogic.