Общество, 24 авг 2012, 11:46

Субсидии на железнодорожные билеты могут урезать вдвое

В следующем году "дочка" "Российских железных дорог", Федеральная пассажирская компания (ФПК), осуществляющая перевозки на поездах дальнего следования, может лишиться половины выплачиваемых ей из бюджета субсидий. В проекте федерального бюджета на 2013-2015гг. на компенсацию выпадающих доходов от перевозок пассажиров в госрегулируемом секторе (плацкарта) заложено 15 млрд руб. в год (в 2011г. субсидии составили 29 млрд руб.), пишет сегодня газета "РБК daily".
Читать в полной версии
Фото: РБК

Минфин предлагает ФПК компенсировать недостающую часть за счет пассажиров в возрасте от 23 до 60 лет, для которых планируется поднять стоимость проезда в плацкартных вагонах.

О том, что в разрабатываемом проекте бюджета на 2013-2015гг. Минфин заложил на компенсацию для ФПК 15 млрд руб., заявил источник в РЖД. В Минфине подтвердили эту информацию, однако отметили, что "вопрос еще будет обсуждаться". При этом ведомство не отказалось от своей идеи ввести полную стоимость билетов для трудоспособного населения в возрасте 23-60 лет.

Как ранее сообщал "РБК daily" источник в Минтрансе, подобная мера, по расчетам Минфина, должна принести РЖД дополнительные 17 млрд руб. О планах повысить стоимость билетов в плацкарте и общих вагонах для пассажиров в этой возрастной категории стало известно еще в июне. Правда, тогда эта мера рассматривалась как способ полной отмены компенсации выпадающих доходов для перевозчика.

Между тем в ФПК пока не готовы комментировать ситуацию. В РЖД (владеют 100% минус одна акция ФПК) также отказались от комментариев. Ранее в госмонополии в ответ на предложение Минфина "РБК daily" заявляли, что отмена господдержки может привести к двойному повышению тарифов.

Сейчас тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах устанавливаются государством и, как правило, ниже экономически обоснованного уровня. При средней себестоимости проезда 1 тыс. 200 руб. пассажир платит 800 руб. В связи с этим государство ежегодно компенсирует ФПК выпадающие доходы, однако они не покрывают полностью убытки компании. В прошлом году дефицит субсидий составил более 7 млрд руб.

Всего в 2011г. ФПК перевезла 112 млн пассажиров, из них 70% - в плацкартных и общих вагонах. При этом общий доход от перевозок в регулируемом секторе составил 54,6 млрд руб. Примечательно, что из года в год государство сокращает размер выплачиваемых субсидий. Если в 2009г. помощь РЖД от перевозок пассажиров в госрегулируемом секторе составила 36,2 млрд руб., то в 2010г. - 35,7 млрд руб., а в 2011г. - 29 млрд руб.

Сокращение объема субсидирования приведет либо к сокращению перевозок в регулируемом сегменте примерно на 11 млн пассажиров в год, либо к увеличению убытков ФПК в 2013г. примерно до 12-14 млрд руб., прогнозирует руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Если поднять тарифы, стоимость билетов единовременно повысится на 15-20%, и это без учета ежегодной индексации, уверен аналитик. Результатом станет рост социальной напряженности и сокращение пассажиропотока, считает эксперт.

Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway