Бедные против еды
Контрсанкции поддерживают 70% россиян, но только 42% считают, что запрещенную еду нужно уничтожать, свидетельствует опрос ФОМ. Активнее всего поддерживают эту меру россияне с низкими доходами из сел и небольших городов.
Сторонников уничтожения продуктов, запрещенных к ввозу в страну из-за введенных властями санкций в отношении западных стран, больше, чем противников этой меры, пришли к выводу аналитики Фонда общественного мнения (ФОМ).
Исследователи ФОМ указывают, что 42% участников опросов согласились с необходимостью уничтожения импортных продуктов, 38% сказали, что так поступать не следует. У каждого пятого респондента нет мнения по этому поводу.
Активнее всего поддерживают уничтожение еды россияне с низкими доходами, проживающие в селе или в небольших городах. Против выступают люди с высоким заработком и москвичи. Среди тех, чей ежемесячный доход составил менее 8 тыс., решение президента поддерживают 54% опрошенных. Большинство же тех, кто зарабатывает больше 30 тыс. в месяц, наоборот, выступают против уничтожения продуктов (57%), поддерживают эту меру только 28% респондентов с высокими доходами.
Москва выступает против уничтожения продуктов: 59% опрошенных жителей столицы не согласны с этой мерой, и только 30% москвичей ее поддерживают. В крупных городах с численностью населения более 1 млн человек противников сжигания продуктов в мобильных крематориях или уничтожения запрещенной к ввозу продукции бульдозерами также значительно больше, чем сторонников (49 против 29%). В небольших городах с населением от 50 тыс. до 250 тыс. человек и на селе ситуация обратная: там антисанкционные меры пользуются поддержкой 50 и 49% респондентов соответственно. Доля оппонентов — всего 37 и 27%.
Объясняя, почему они согласны с президентской инициативой, опрошенные чаще всего ссылались на то, что уничтожаемые продукты не соответствуют нормам или не дотягивают по качеству. 17% всех опрошенных высказывались в том духе, что «заграница хочет отравить наших детей» или «неизвестно, что туда [в санкционную еду] положили и чем обработали». Только 8% ссылались на то, что эти меры способствуют импортозамещению и поддержке отечественного производителя. Еще 6% говорили, что уничтожение продуктов питания оправдано, так как их ввоз нарушает закон.
Большинство противников того, как обращаются с перехваченными продуктами на границе, не выступают против российских антисанкций как таковых. О том, что уничтоженные продукты могли бы пополнить ассортимент в магазинах, говорят меньше 5%. Почти каждый пятый (18%) из тех, кто считает, что давить и сжигать ничего не надо, полагает, что еду можно было бы конфисковать и направить нуждающимся. Еще 5% респондентов считают, что продукты стоило бы отдать в дома престарелых и детские дома.
Всего же, свидетельствуют данные ФОМ, 70% россиян считают, что запрет на ввоз продовольственных товаров из стран Запада был правильным решением. Только 11% россиян так не думают.
Исследование проводилось 15–16 августа среди 1500 респондентов в 104 населенных пунктах. Опрос другого социологического института — Левада-Центра, чьи результаты были обнародованы неделей раньше, — говорит о несколько другом распределении. Согласно его данным, почти половина россиян заявили об отрицательном отношении к практике уничтожения продуктов, подпавших под российское эмбарго. На вопрос: «Как вы относитесь к решению об уничтожении продуктов питания, подпавших под антисанкции?» — 48% ответили, что отрицательно относятся к таким мерам, 40% их поддержали. При этом 43% опрошенных согласились с тем, что продукты можно было бы передать в детские дома, больницы и приюты для бездомных.