В Москве сохраняется дефицит пятизвездочных отелей
Цены растут, главным образом, за счет отелей класса 4 и 5 звезд. В этом сегменте наблюдается дефицит гостиничных мест.
"Я убежден на 100%, что сегмент 5 звезд далеко не переполнен, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Недвижимость" директор по развитию в России и странах СНГ корпорации Starwood hotels & resorts worldwide Анатолий Кондратенко. – Москва, как финансовый центр, привлекает бизнесменов из-за границы и регионов. Многие встречи по проектам, которые будут реализовываться в Бишкеке, Душанбе, Тбилиси или в Ереване, также удобнее провести именно в Москве".
Неудивительно, что вложения в строительство 4- и 5-звездочных отелей в Москве интересует как иностранцев, так и российских инвесторов в большей степени, чем 2-3-звездочные отели. Они ориентируются на бизнес-туристов. Доходность 5-звездочных гостиниц высока, а стоимость труда строителей в Москве самая низкая в Европе. Заметим, при этом средняя доходность московских номеров оставляет желать лучшего: по этому показателю в августе Москва заняла только 5-е место. Дело в том, что за дефицитом гостиничных мест цены на 2-3-звездочные отели в Москве в 2-3 раза выше, чем в столицах ЕС: Москва все больше отталкивает интуристов своей дороговизной и пробками.
Итак, инвесторов, прежде всего, занимает доходность отелей высокого класса. "Но ситуация на рынке становится все более сложной, - подчеркивает генеральный менеджер отеля Hilton Moscow Ленинградская Йорг Бегинен. – На московском рынке все же появляются отели категории 3 звезды. Насколько я знаю, в 2007г. откроется одна такая гостиница международной сети и еще одна в 2008г. То есть конкуренция растет не столько из-за появления новых международных брендов, сколько благодаря небольшим русским отелям, захватывающим часть рынка".
В любом случае гостиничные инвесторы задумываются о диверсификации портфелей. Так, вектор развития рынка смещается из Москвы в города-миллионники. "Если лет 5 назад гостиничные сети, приходя на рынок России и СНГ, открывали гостиницы в Баку либо в Ташкенте, и далее по списку из 5-6 городов: как правило, Москва, Петербург, Екатеринбург, Киев, Новосибирск, – говорит А.Кондратенко. – Нынешние списки тех же операторов: 15-30 городов. Сюда входят города второй и третьей волны, как мы говорим. В сферу интересов попадают Ижевск (350 тысяч человек) и Калининград (400 тысяч) – даже не миллионники".
На фоне потребительского бума гостиничные сети двинулись в регионы, пристраиваясь к новым торгово-развлекательным комплексам и т.д. Появляются и новые форматы гостиниц, прежде всего небольшие семейные отели (их особенно много в городе на Неве, а также в здравницах Южного федерального округа). Закрепляется на рынке такой вариант, как таймшэры (главным образом, в Подмосковье) – гостиничные номера, принадлежащие частным лицам, но сдающиеся в аренду управляющей компанией.
Но если для регионов характерно развитие малого гостиничного бизнеса, высокие цены на недвижимость в Белокаменной намертво закрывают ее рынок для небольших компаний. "Думаю, сейчас развивать более дешевый для туристов малый гостиничный бизнес в Москве намного тяжелее, чем два года назад, – говорит исполнительный директор Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин. – Раньше малую гостиницу можно было построить за 300-500 тысяч долларов, а сегодня не менее чем за 1 миллион".
"Не деловым" туристам остается только надеяться на 3-звездочные отели. В 2006г. в Москве было сдано 15 таких отелей. Более того, программа развития гостиничного хозяйства города предполагает ежегодный прирост номерного фонда в основном за их счет (до 2010г. на 22 тысячи мест). Добавим, что к 2010г. туристический поток в столицу составит 12 млн человек в год, прогнозируют в московской мэрии.