Пандемия коронавируса, 24 окт 2021, 12:14

Создатели «Спутника» ответили на приостановку вакцинации им в Намибии

Минздрав Намибии ссылается на решение властей ЮАР, которые ранее запросили данные о безопасности «Спутника V» в стране с высоким уровнем распространения ВИЧ. Центр Гамалеи считает подобные опасения безосновательными
Читать в полной версии
Фото: Tafadzwa Ufumeli / Getty Images

В Намибии приостановили использование российской вакцины от коронавируса «Спутник V» до уточнения данных о возможном влиянии на уровень риска заражения ВИЧ в стране с высоким уровнем распространения вируса иммунодефицита человека. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на Минздрав страны.

Министерство учло решения регулятора ЮАР (SAHPRA), который приостановил процесс одобрения вакцины, сославшись на отсутствие оценок возможного влияния на риск заражения ВИЧ среди привитых «Спутником V» мужчин. Намибия решила приостановить использование российского препарата, пока его не одобрит ВОЗ. Однако люди, которые уже получили первую дозу, смогут закончить процесс вакцинации.

«Отсутствуют научные или клинические данные, что аденовирусы дикого типа или векторы репликативно некомпетентных аденовирусов каким-либо образом связаны с возросшим риском заражения ВИЧ среди групп риска», — заявили в Центре Гамалеи, передает «РИА Новости», отметив, что в прошлом «подобные некорректные заявления» были связаны с неудачными клиническими испытаниями вакцины от ВИЧ, разработанной другим производителем.

Национальный регулятор Южно-Африканской Республики приостановил процесс регистрации российской вакцины 20 октября. Сомнения ЮАР связаны с тем, что в прошлом аналогичная технология использовалась в неудавшихся вакцинах от ВИЧ. В SAHPRA отметили, что готовы продолжить работу по изучению препарата, как только получат дополнительные данные от разработчика — российского Центра им. Н. Ф. Гамалеи. Регулятор заявил, что попросил российского производителя предоставить данные, подтверждающие безопасность «Спутника V» в стране с высоким уровнем распространения ВИЧ.

«Спутник V» — аденовирусная вакцина, в ней в аденовирус встроен фрагмент коронавируса, копирующий целиком S-белок («шип» коронавируса). Благодаря наличию этого фрагмента иммунитет человека и учится бороться с самим вирусом. Аденовирусные вакцины также используют для борьбы с гриппом. В ЮАР ранее тестировали две аденовирусные вакцины против ВИЧ, однако безуспешно. Более того, получившие эти препараты оказались более восприимчивы к заражению вирусом.

Центр Гамалеи в ответ заявил, что «Спутник V» остается одной из самых безопасных и эффективных вакцин против COVID-19. Более 250 клинических испытаний и 75 международных публикаций подтвердили безопасность вакцин и лекарств на основе аденовирусных векторов человека. «Хотя аденовирусы, включая Ad-5, являются одной из наиболее частых причин легкого обычного гриппа <...>, нет никаких доказательств повышенного риска заражения ВИЧ среди населения», — сообщил разработчик.

Руководитель Федерального научно-методического центра по борьбе и профилактике ВИЧ-инфекции академик РАН Вадим Покровский посчитал опасения ЮАР необоснованными. В разговоре с РБК он отметил, что никаких достоверных данных о повышенном риске заражения ВИЧ после вакцинации нет. По словам эксперта, выявляемая статистически связь между повышенной заражаемостью ВИЧ и применением аденовирусной вакцины от этого вируса может объясняться немедицинскими факторами. Британский вирусолог из университета Лейстера Джулиан Танг также назвал решение африканского регулятора «странным».

Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства