Проблемы «ВИМ-Авиа», 24 ноя 2017, 14:01

Куратор авиации в Минтрансе отправлен в отставку после краха «ВИМ-Авиа»

Распоряжение об увольнении Валерия Окулова, зятя Бориса Ельцина, подписал глава правительства Дмитрий Медведев. Отставка чиновника, который курировал в Минтрансе авиационную отрасль, произошла после краха «ВИМ-Авиа»
Читать в полной версии
(Фото: Максим Блинов / РИА Новости)

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об увольнении заместителя министра транспорта Валерия Окулова. Ранее газета «Коммерсантъ» предсказывала его отставку в связи с ситуацией вокруг авиакомпании «ВИМ-Авиа».

Документ опубликован на сайте правительства. В нем говорится, что Окулов уволен в связи с переходом на другую работу.

Источник в Минтрансе рассказал РБК, что Окулов уходит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). При этом источник «РИА Новости» уточнил, что Окулов, скорее всего, станет там помощником главы ОАК Юрия Слюсаря. Представитель ОАК отказался от комментариев.

Окулов занял свой пост в Минтрансе в 2009 году при предыдущем министре Игоре Левитине. Слухи об отставке Окулова после того, как министерство возглавил Максим Соколов, появлялись неоднократно. Весной 2017 года замминистра исполнилось 65 лет, и тогда многие тоже пророчили его отставку, поскольку Окулов должен был либо уйти на пенсию, либо заключить годовой контракт.

Однако в ноябре источник «Коммерсанта» рассказал, что «решение принято окончательно», при этом участники рынка связали это кадровое решение с крахом авиакомпании «ВИМ-Авиа». «После того как кризис с вывозом пассажиров «ВИМ-Авиа» закончился, настало время распределить ответственность», — рассказал один из собеседников газеты. «Выбор пал на человека, курирующего авиацию в Минтрансе, тем более ему уже продлевали срочный контракт», — пояснил еще один источник издания.

В конце сентября из-за коллапса «ВИМ-Авиа» президент Владимир Путин раскритиковал работу министра Соколова. «Я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь — тоже подумаем», — сказал тогда Путин министру транспорта.

Окулов является зятем первого президента России Бориса Ельцина, он муж его старшей дочери Елены. С 1997 по 2009 год Окулов был генеральным директором авиакомпании «Аэрофлот». После отставки с этого поста в конце марта 2009 года он перешел на работу в Минтранс.

Авиакомпания «ВИМ-Авиа»

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» была создана в октябре 2002 года. Первые рейсы перевозчик осуществлял в основном на азиатском направлении (Вьетнам, Китай, Таиланд). Парк авиакомпании состоит из Boeing 777-300, 777-200, 767-300, 757-200 и Аirbus 319-111, 330-200. По данным ЕГРЮЛ, учредители ООО «ВИМ-Авиа» — Рашид (1%) и Светлана (99%) Мурсекаевы. Также они числятся учредителями признанного в июле 2017 года банкротом ПАО «Инвест Холдинг». Финансовые показатели В 2016 году компания показала чистую прибыль 89 млн руб. при выручке 17,174 млрд руб. Стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 10,481 млрд руб., а чистый финансовый долг — 7,007 млрд руб. (источник: ГМЦ Росстата). Объемы перевозок По данным Росавиации, в 2016 году компания «ВИМ-Авиа» перевезла 2,076 млн пассажиров, показав прирост по этому показателю на 30% и заняв девятое место в отрасли. В самой компании такой рост связывали с введением в строй новых воздушных судов (четыре Boeing 737-500, два Boeing 767-300, шесть Boeing 777-200 и один Airbus A330-200). С января по август 2017 года количество перевезенных пассажиров продолжило расти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 31,4%. Тем не менее компания опустилась на десятое место, пропустив вперед «Северный ветер».

Проблемы авиакомпании В 2016 году у компании возникли проблемы с осуществлением пассажирских перевозок. «ВИМ-Авиа» допускала массовые многочасовые задержки рейсов. В июле 2016 года Росавиация предупредила «ВИМ-Авиа» о возможности ограничения сертификата эксплуатанта в связи с массовыми задержками и дала ей неделю на решение всех проблем. Пресс-секретарь перевозчика отмечала, что задержки были связаны с высоким сезоном и попыткой государственного переворота в Турции. На следующий день после вынесения предупреждения в компании заявили о стабилизации ситуации с перевозками и сообщили, что проблемы удалось решить благодаря вводу новых судов.

В 2017 году компания вновь столкнулась с проблемами, когда после задержек в начале июня несколько десятков рейсов было отменено. Представитель Ространснадзора тогда объяснил срыв чартерной программы задержками с ремонтом самолетов. Количество пострадавших из-за проблем «ВИМ-Авиа» в июне 2017 года оценивалось приблизительно в 30 тыс. человек. В итоге доля задержанных рейсов у авиакомпании в этом месяце составила 13,56%. В июле—августе проблемы остались: за июль доля задержанных рейсов составила 13,83%, а в августе — 19,45%. В сентябре авиакомпания задержала более 40% рейсов.​

В январе—сентябре 2017 года управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу провело в авиакомпании семь проверок, преимущественно по обращению граждан.

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
В шаге от IPO: на какие компании обратить внимание до их выхода на биржу
Pro
Новые территории: почему они могут стать тихой гаванью для девелоперов
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist