Общество, 24 дек 2014, 00:25

Каким будет российский потребитель через 5 лет

Читать в полной версии
Фото: PhotoXPress.ru

Кризис поможет россиянам стать более опытными потребителями. Он заставит принимать решения о покупках на все более рациональных основаниях. Стандарты статусного потребления станут более европейскими: о высоком социальном положении будут говорить не дорогая машина, а место жительства и учебы детей.

За последние 20 лет россиянин превратился из бедного человека в человека со средним доходом. Если в 1992 году у 50% населения денег хватало лишь на то, чтобы удовлетворить минимальные базовые потребности, то сейчас таких людей максимум 15%. А реальные подушевые доходы населения, двукратно сократившиеся в 1992 году, выросли втрое.

Как следствие, резко изменилась и структура расходов. Если в начале 90-х россияне тратили на еду 45% всех потребительских расходов, то сейчас – около 27%. Доля расходов на питание снизилась в 1,7 раза, но ощутимо выросли расходы на связь, транспорт, досуг, медицину и образование. За 20 лет доля семей, пользующихся платными образовательными и медицинскими услугами, выросла в 2 раза, а их расходы на это – втрое.

Это позитивные изменения в потребительском поведении. Сейчас почти 50% расходов россиян связано с принятием потребительских решений в условиях широкого выбора. Это ведет к тому, что поведение домохозяйств все больше влияет на экономику (тогда как при товарном дефиците правила поведения на рынке диктуют производители).

Позитивной представляется и динамика уровня жизни в ближайшем будущем. Во-первых, потребитель стал более рациональным: многие помнят гиперинфляцию 1992–93 годов, и почти двукратный рост курса доллара в октябре 1994 года.

Во-вторых, хотя инфляция резко растет, вспомним: в 1992 году индекс потребцен вырос на 2604%, а через год – на 941%, но уже в 1993 году реальные доходы населения выросли на 28%. В 1999 году инфляция составила 36,5%, но реальные доходы выросли на 12%. Нет прямой связи и с девальвацией: мы видели, когда рубль дешевел (1994 год), но реальные доходы росли на 3,2%, и наоборот, когда он крепнул (1995), а инфляция оставалась высокой и реальные доходы снизились на 13,1%. Так что пока не видно фундаментальных рисков, способствующих резкому падению доходов. Но результат будет во многом зависеть от компетентности властей.

В плане потребительского поведения ориентиром для россиян остается образ европейца: обеспеченного образованного человека в богатом государстве. Это экономический и культурный идеал, и он не изменится, т.к. опирается на высокий уровень качества жизни. Альтернатива – бедные люди в богатом государстве – не выглядит привлекательной. Поэтому расходы на жизненно важные потребности будут сокращаться, а на развитие – расти. Так происходит во всех развитых странах.

Перемены коснутся и статусного потребления. У европейцев маркеры состоятельности – прежде всего то, где вы живете и где учится ваш ребенок. И неважно, какая у вас машина. У нас же образование относительно бесплатное, а в одном доме могут жить и бедные, и богатые. Как только появляются лишние деньги, россияне чаще всего покупают автомобиль. При условии экономического роста мы будем двигаться в сторону европейских ценностей. Если же уровень жизни начнет снижаться, россияне прежде всего откажутся от расходов на досуг и культурно-бытовые услуги.

Сегодняшняя перекредитованность сектора домашних хозяйств – миф. Закредитованность населения оценивают по соотношению финансовых активов и задолженности населения по кредитам с годовым объемом потребления. Для сравнения, в ФРГ финансовые активы населения в 2010 году составляли 200% от годового объема потребления, а задолженность – 100%. В России эти показатели, соответственно, 30 и 20%. Так что в целом о закредитованности населения говорить не приходится.

Хотя у нас есть более конкретная проблема – закредитованность сегмента бедных домашних хозяйств, к которым относятся 20% россиян и около 30% всех заемщиков. Это рукотворная проблема банков: поскольку спрос на кредиты был большой, банки не очень задумывались, как сделать кредитное предложение привлекательным, кроме того, чтобы снять необходимость подтверждения, что этот кредит будет возвращен. А бедные люди будут брать кредиты, пока им дают. И банки ответят за это своими активами.

Итог: россияне действительно станут более рачительными в ближайшие годы. Когда люди ежедневно принимают решение о трате денег, это повышает качество человеческого капитала и потребность в знаниях. Мы пока только учимся быть ответственными потребителями, правда, достаточно быстро.

Эта статья – часть цикла «Сценарии-2020», в котором эксперты рисуют сценарии развития России в ближайшие годы.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника