Минтранс заявил, что потерпевшие крушение танкеры нарушили запрет
Два потерпевших 15 декабря крушение танкера находились в Керченском проливе в нарушение сезонных ограничений на плавание в акватории, заявили в пресс-службе Минтранса.
«Несколько танкеров, принадлежащих ЗАО «Волгатранснефть», не включены в лицензию на перевозки опасных грузов внутренним водным и морским транспортом», — отметили в ведомстве.
По данным Минтранса, с момента аварии обследовано более 170 кв. км акватории Керченского пролива, от мазута очистили свыше 24,3 тыс. кв. м, с пляжей и береговой линии собрали около 14,5 т нефтесодержащих отходов, а в устьях рек и лиманах установили 200 м боновых ограждений.
«Фрагменты мазута локализуют с помощью бонов и собирают инструментами и специализированными судами, радужную пленку на воде обрабатывают сорбентом. Для ликвидации нефтепродуктов использовано 2705 кг нейтрализующего вещества. В районе аварийно-спасательных работ находится 19 судов», — добавили в министерстве.
Как рассказал РБК эколог-общественник из Краснодарского края Дмитрий Шевченко, лицензированные полигоны не готовы принять собранный песок с мазутом в таком объеме, и это длительный процесс. «Многие мешки, которые люди оставляют, просто не успевают вовремя вывозить с берега. Из мешков начинает течь. Когда начинается шторм, вода захлестывает мешки, начинается вторичное загрязнение территории», — сообщил он.
По словам Шевченко, подобная ситуация произошла в 2007 году, после чего в регионе сразу был объявлен режим ЧС федерального уровня и создан штаб под эгидой МЧС в Ростове-на-Дону.
«Сейчас получается абсурд, когда регион взял на себя все затраты и все организационные процессы и федеральной помощи не запросил. Это абсурдно, потому что это крупномасштабное бедствие, — отметил эколог. — И очень правильно, что люди записали обращение и требуют от федеральных властей все-таки вмешаться и предпринять какие-то действия. Нужно было сразу привлекать федеральные силы, пока это еще не приняло такие масштабы».
Собранные нефтепродукты, скорее всего, «капля в море», и остаются неизвестными количество мазута в затонувших танкерах и возможность его откачать, считает Шевченко. «Сейчас первоочередная задача — откачать нефтепродукты с затонувших танкеров. Потому что на космоснимках видны шлейфы разноса этих нефтепродуктов, то есть они продолжают вытекать. И если регион своими силами еще может худо-бедно почистить берег с помощью волонтеров, то с откачкой нефтепродуктов регион не справится никак, 100%. С этим могут справиться только федеральные власти, потому что это в компетенции МЧС. У края нет таких технических возможностей, нет подготовленных водолазов, нет судов, которые можно было бы задействовать в этом деле», — уточнил он.
Танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» потерпели крушение во время шторма. Они перевозили 9,2 тыс. т мазута, произошел разлив нефтепродуктов. Первое судно затонуло в акватории Черного моря, у второго разорвало носовую часть. Один член экипажа погиб. По делу о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта (ч. 2 ст. 263 УК) арестован капитан «Волгонефти-212», капитана «Волгонефти-239» отправили под домашний арест.
В Анапе был введен режим ЧС. В Кремле заявили об отсутствии планов повысить его уровень до федерального. По словам министра природных ресурсов и экологии Александра Козлова, подъемом и утилизацией танкеров займутся собственники. Он также оценил возможный объем загрязнения грунта в 200 тыс. т. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев распорядился выделить 400 млн руб. в 2024 году и 800 млн руб. в 2025-м на ликвидацию последствий аварии в Анапе.
Читайте РБК в Telegram.