По делу "Арбат Престижа" задержан "отец русской мафии"
С.Могилевич, объявленный в розыск спецслужбами нескольких стран, в том числе ФБР, был арестован в Москве 24 января. При себе он имел документы на имя Сергея Шнайдера. В сообщениях российских СМИ С.Шнайдер изначально упоминался как владелец фирмы "Эвергейт" - украинского партнера "Арбат Престиж".
В.Некрасов и С.Могилевич были задержаны в среду вечером на выходе из Центра международной торговли на Красной Пресне. На следующий день Останкинский суд Москвы выдал санкцию на их арест. По словам адвоката В.Некрасова Александра Добровинского, бизнесмена подозревают в уклонении от уплаты налогов за 2005-2006гг. на сумму 49,5 млн руб. В течение десяти дней должно быть предъявлено обвинение, отмечает "РБК daily".
Адвокат В.Некрасова уже окрестил начавшееся расследование "таинственным и непредсказуемым" и высказал мнение, что претензии к его подзащитному, вероятнее всего, связаны с притязаниями неких сил на торговые площади, занимаемые компанией В.Некрасова. Впрочем, вероятнее всего, главной "целью" операции спецслужб был именно С.Могилевич.
С.Могилевич давно известен спецслужбам многих стран. Еще в 70-е годы он был несколько раз осужден в СССР за валютные операции и спекуляцию, потом эмигрировал. В 80-90-е годы С.Могилевич, по сообщению СМИ, жил и работал в Великобритании, США, Канаде Венгрии и других странах, где был замешан в скандалах с отмыванием денег и масштабными финансовыми аферами. При этом он якобы имел паспорта разных стран на разные фамилии. В конце 90-х годов С.Могилевич был вынужден вернуться, жил в России и на Украине, поскольку ФБР США объявило его в розыск по обвинению в отмывании денег и вымогательстве. При этом сообщалось, будто среди прочего ему ставили в вину вымогательство у беглого российского банкира Александра Конаныхина.
Бизнес-интересы С.Могилевича, получившие резонанс в прессе, обширны - от торговли оружием до финансовых махинаций с ценными бумагами. Но самым скандальные эпизоды связаны с отмыванием средств, добытых преступным путем на постсоветском пространстве и странах Варшавского договора. В начале 90-х годов, как сообщалось в СМИ, В.Могилевич обосновался в Венгрии, где, как считают спецслужбы, основал цепочку фирм, занимавшихся легализацией денег. В 1995 году схема дала сбой - Великобритания арестовала 80 млн долл. на счетах одной из компаний, а также выдала ордер на арест бизнесмена. Два года спустя он был аннулирован, но С.Могилевичу был пожизненно запрещен въезд на Туманный Альбион. Следствие началось в Чехии и Словакии.
Одновременно раскручивалась схема по отмыванию через канадскую "прачечную", центром которой была инвестиционная компания UBM Magnetics. В 1998 году американские власти начали расследование ее деятельности, а в 2003 году, завершив следственные мероприятия, объявили в розыск четверых выходцев из СССР, среди которых был и Могилевич.
По слухам, к тому времени он уже обосновался в Москве (жил и снимал офис в гостинице "Украина") и занялся газовым бизнесом. Его фамилия фигурировала в скандалах вокруг зарегистрированной в Венгрии Eural Trans Gas, ставшей транзитером туркменского газа, поставляемого на Украину.
В конце 2004 года ETG была исключена из газовой схемы, а ее место заняла швейцарская RosUkrEnergo, где 50% принадлежали Газпрому, а 50% - неназванным украинским бизнесменам. Когда в США началось расследование о возможной причастности С.Могилевича к RUE, было объявлено, что одним из украинских бенефициаров (с 45-процентной долей) является Дмитрий Фирташ. По некоторым данным, он возглавлял ряд предприятий, которые связывали с Могилевичем, а также был представителем ETG в странах Средней Азии. Сам г-н Фирташ заявлял, что знаком с Могилевичем, но отрицал, что является его бизнес-партнером. RosUkrEnergo остается поставщиком импортного газа на Украину и зарабатывает около 80 млн долл. чистой прибыли в год.