Общество, 25 мар 2021, 09:50

Депутат назвал «пугалкой» сообщения о регистрации в соцсетях по паспорту

Антон Горелкин пояснил, что создается система, аккаунт в которой можно будет использовать для регистрации «на множестве ресурсов»
Читать в полной версии
Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Депутат Госдумы Антон Горелкин разъяснил проект приказа Роскомнадзора, предлагающий в качестве одного из вариантов идентификации пользователя запрашивать у граждан паспорт при регистрации в соцсетях. Он написал в своем Telegram-канале, что «пугалке про интернет по паспорту столько же лет», сколько в России существует интернет.

«Речь идет о единой информационной системе, подтвержденный аккаунт в которой можно будет использовать для регистрации на множестве ресурсов и соцсетей и управления своими персональными данными», — отметил Горелкин.

По его словам, при этом никто не запретит соцсетям или иным сайтам использовать свои способы верификации пользователя — например, по номеру телефона.

Горелкин счел смешными предположения о том, что Единая информационная система (ЕИС) станет новой целью мошенников-хакеров. Он пояснил, что в даркнете продаются базы пользователей любых сотовых операторов и многих банков с намного более ценной информацией, чем будет собирать ЕИС.

Депутат также отметил, что сейчас в России для подключения к интернету также требуется паспорт, так как провайдер заключает договор с клиентом. «Все эти годы интернет не по паспорту у вас мог быть только в одном случае: если вы купили «левую» симку с рук», — написал он.

Аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян пояснил РБК, что по закону согласие на распространение данных, предназначенных для публичного распространения, можно дать с помощью информационной системы Роскомнадзора, если на то будет желание пользователя.

«Данное постановление устанавливает основные нормы работы такой системы. При этом мессенджеры у нас общедоступную информацию не распространяют, и нужно заметить, что большинство социальных сетей — тоже. Поскольку если данные публикуются пользователем самостоятельно, то в соответствии с законом они не являются распространяемыми. Везде, где вам необходимо дать согласие на опубличивание ваших данных, у вас существует опция дать согласие не самому сайту, а использовать информационную систему Роскомнадзора», — объяснил он.

Казарян привел в пример публикацию объявления. «Предположим, вы публикуете объявление на «Авито». У вас там указаны телефон, имя, если вы юрлицо, то там может быть указано ИП. «Авито» у вас спросил разрешение на опубличивание этой информации и даете ли вы согласие на передачу ее третьим лицам. Вы данное согласие можете дать самому «Авито», а можете указать это в информационной системе Роскомнадзора. Далее. Предположим, какой-то другой сайт хочет разместить ваше объявление у себя. Теоретически он обязан посмотреть, давали ли вы согласие на передачу этой информации третьим лицам. Он может посмотреть это у самого «Авито» или обратиться к информационной системе Роскомнадзора», — сказал он.

Система, продолжил Казарян, создана для возможности централизованной проверки третьими лицами согласия на опубличивание информации и возможности его использования.

Ранее «Коммерсантъ» сообщил, что Роскомнадзор предложил запрашивать паспортные данные у пользователей при идентификации в социальных сетях через его Единую информационную систему. Это один из вариантов идентификации пользователя наряду с собственными системами операторов соцсетей. Паспортные данные нужны для подтверждения согласия на обработку персональных данных, без которого регистрация невозможна.

Роскомнадзор подготовил приказ в рамках частично вступивших в силу в марте поправок к закону о персональных данных. По этим поправкам пользователи должны давать согласие и выбрать, какие именно данные оператор может обрабатывать и публично использовать. Такое согласие оператор может получить сам или через ЕИС. При выборе оператором ЕИС данные пользователей, которые они укажут, будут сверять через портал Госуслуги.

Автором поправок выступил Горелкин. Он объяснил, что инициатива Роскомнадзора касается в первую очередь соцсетей и мессенджеров, а согласие на обработку данных будут собирать только с новых пользователей. При несоблюдении требований платформам может грозить штраф до 100 тыс. руб.

Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Синдром плотного графика: зачем люди «забивают» свое расписание
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году