В перспективе останется 10—20 компаний, остальные рано или поздно уйдут
В феврале закрытый рынок спецдепозитариев праздновал появление нового рынка: в будущем с ними обяжут работать страховые компании. Также на очереди негосударственные пенсионные фонды. Быстро наладить работу с новыми клиентами мешают пробелы в законодательстве, о которых корреспонденту РБК daily ИВАНУ ШЛЫГИНУ рассказала генеральный директор СДК «Гарант» ТАТЬЯНА ЕСАУЛКОВА.
Центродеп
— Как повлиял на ваш бизнес запуск Центрального депозитария?
— В настоящее время мы, как специализированный регистратор, открыли первый счет номинального держателя Центрального депозитария для НРД. Этот процесс вызвал некоторые трудности, но они были преодолены. Затраты клиентов по хранению стратегических активов вырастут в связи с их переводом в Центральный депозитарий из реестра. Также, скорее всего, вырастут затраты по обслуживанию некотируемых ценных бумаг. Я считаю, что решение о запрете для депозитариев открывать счета номинального держателя в реестрах акционеров (владельцев инвестиционных паев) является чрезмерным и плохо аргументированным. Еще посмотрим, придут ли иностранные инвесторы благодаря этому на российский рынок.
— Сколько сейчас на российском рынке больших и маленьких спецдепозитариев? Как распределены между ними доли рынка?
— Спецдепозитариев на рынке сейчас около 44. На пять (ВТБ, «Инфинитум», ПРСД, «Гарант» и Росбанк) из них, по данным ПАРТАД, приходится обслуживание большего объема активов НПФ (88,5%) и активов ПИФ (69% рынка). Мы видим существенную концентрацию рынка. Я думаю, в перспективе останется 10—20 компаний, остальные рано или поздно уйдут. Этот рынок не слишком доходный из-за небольших ставок вознаграждения, здесь серьезные требования к собственному капиталу, который должен быть не меньше 80 млн руб.
— Иностранные игроки активны на вашем рынке?
— Нет. Сейчас лицензию спецдепозитария имеют три компании: это Росбанк, Райффайзенбанк и Computershare, за которыми стоят иностранные инвесторы. Наиболее активным из них является спецдепозитарий Росбанка. Другие глобальные банковские структуры присматриваются к возможности выхода на российский рынок.
Закон и СЧА
— Часто можно слышать, что законодательство не отвечает реалиям рынка. С чем это связано?
— С 2004 года сильно изменился рынок коллективных инвестиций, не раз менялись внутренние документы как у спецдепозитариев, так и у клиентов. Кроме того, текущее законодательство содержит много пробелов и противоречий, зачастую отсутствуют встречные нормы в актах, регулирующих деятельность спецдепозитариев и наших клиентов. Такое положение вещей не способствует развитию рынка и снижению издержек, поэтому мы на уровне ПАРТАД постоянно работаем над внесением изменений в нормативные акты.
— И что приходится менять, что за 9 лет потребовало корректировки?
— Сейчас мы не просто осуществляем учет и хранение активов, а отчасти выполняем и функции риск-менеджмента при одобрении сделок, и функции юридического и налогового консультанта. Теперь спецдепозитарий для клиента — это не обуза, это полноправный бизнес-партнер. Хотелось бы развить набор услуг, чтобы наши клиенты могли сосредоточиться на собственно управлении активами, но законодательство пока не позволяет делать это в полной мере.
— Часто можно услышать упрек в ваш адрес, мол, депозитарии работают по серым схемам? Что это за информация?
— Я лично не знаю на рынке спецдепозитарии, которые когда-либо позволяли себе работать по каким-либо серым схемам. Рынок очень узкий, и репутация сегодня не пустой звук.
— С чем связана готовность спецдепозитариев брать на себя функции по ежедневному расчету СЧА и раскрытию информации по стоимости паев у управляющих компаний?
— С тем, что рано или поздно необходимы изменения в законодательстве. Сейчас одни и те же расчеты по изменению стоимости паев фонда обязаны произвести и управляющая компания, и спецдепозитарий. Это совершенно неоправданно. Дублирование функций не может продолжаться слишком долго, поэтому должен быть составлен план по передаче полномочий по расчету СЧА и стоимости пая спецдепозитариям. Этот подход позволит значительно снизить издержки управляющей компании.
— А разговор по работе с активами негосударственных пенсионных фондов также упирается в законы?
— Чтобы использовать ресурс спецдепозитария на 100% и исключить риск недобросовестного распоряжения пенсионными активами, мы считаем целесообразным законом установить обязанность спецдепозитария по контролю за операциями по расчетному счету НПФ по пенсионным накоплениям. Вопросы объема и порядка такого контроля еще надо обсуждать с участниками рынка.
Также мы предлагаем законодательно установить обязанность НПФ при самостоятельном размещении пенсионных резервов получать согласие спецдепозитария по аналогии с управляющими компаниями.
— Не много ли спецдепозитарии берут на себя, учитывая, что есть структуры, ориентированные на работу с госкорпорациями и саморегулируемыми организациями? Какова позиция ФСФР?
— У ФСФР самую большую настороженность сейчас вызывают страховые компании. При текущем законодательстве страховщик инвестирует все свои активы «одним мешком», а затем в учете искусственно делит активы на две категории: страховые резервы и собственные средства. И происходит это только на отчетную дату. На мой взгляд, спецдепозитарий может помочь страховым компаниям как на этапе инвестирования, осуществляя предварительный контроль сделок и отсекая покупку рискованных, а порой и откровенно мусорных активов, так и на этапе составления отчетности.
Сейчас страховщики опасаются, что спецдепозитарии станут для их бизнеса дополнительной финансовой нагрузкой, поскольку не могут в полной мере оценить плюсы такого сотрудничества. Такая же история была с негосударственными пенсионными фондами 13 лет назад, но сейчас они уже изменили свое мнение. Мы понимаем, что страховой рынок давно сложился, нужен некий переходный период. Мы готовы поучаствовать в пилотном проекте, по итогам которого можно сформировать как набор услуг, так и адекватные тарифы.