Амнистия поможет коррупционерам выйти из тени
Правительство думает, не объявить ли новую амнистию капиталов. Чтобы сколоченные неизвестно каким путем суммы вышли из тени или вернулись на родину из офшоров, обсуждается «прощение грехов» в двух вариантах.
Первый — закрыть глаза на происхождение денег, освободить их владельца от уголовного преследования, штрафов и пени, но заставить его уплатить 13-процентный подоходный налог со всей легализуемой суммы (налоговая амнистия). Второй — полная амнистия, даже без всяких налогов. Только бы эти деньги снова работали на российскую экономику и влились в легальный хозяйственный оборот.
Политически момент выбран удачный: на фоне западных санкций многие состоятельные россияне хотели бы вернуть деньги и активы на родину, но боятся. Если правительство предложит им гарантии, то деньги вернутся, особенно если легализовать капиталы разрешат без уплаты налогов. В этом случае бюджет не получит дополнительных доходов, зато российская экономика ощутимо выиграет — в нее могут влиться значительные суммы.
Почему я в этом уверен? Потому что в легальный оборот в первую очередь вернутся деньги недобросовестных чиновников, которые сейчас не видят безопасного способа легализовать крупные коррупционные доходы, накопленные за рубежом. А это могут быть очень существенные суммы.
Не секрет, что именно коррупционные деньги часто выводятся из России в офшоры. Но в последние пару лет это стало небезопасно: курс на «экономический патриотизм» стал практически официальной повесткой президента. И бюрократия, и крупный бизнес получили от Путина множество четких сигналов о том, что деньги хорошо бы вернуть на родину или хотя бы показать, где они лежат. А в условиях нынешнего противостояния с Западом курс на «экономический патриотизм» стал проводиться еще настойчивее.
Крупный бизнес тоже может откликнуться на инициативу правительства, но по другим причинам. Минфин в рамках деофшоризации разработал достаточно жесткий пакет изменений в налоговое законодательство. Риски ведения бизнеса через офшорные схемы из-за этого вырастут, а сами схемы подорожают.
Новые правила для контролируемых иностранных компаний вместе с новой концепцией налогового резидентства дадут российским налоговым органам большие полномочия. Во-первых, они смогут собирать и получать всю информацию о размере иностранных доходов контролируемых и (или) эффективно управляемых российскими налогоплательщиками прямо или косвенно иностранных компаний и организаций коллективного инвестирования. Во-вторых, им будет легче добиваться от таких российских контролирующих лиц уплаты налогов именно в российский бюджет.
Эффективность этого проекта будет, конечно, зависеть от того, как российские налоговики сумеют наладить связи с иностранными коллегами. В ближайшее время ожидается ратификация Россией многосторонней Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым вопросам, на основе которой планируется заключение двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией в автоматическом режиме. Пока обмен ведется только по мотивированному запросу.
Как налоговый консультант, я вижу, что уже есть достаточное количество компаний (особенно среднего бизнеса), которым в связи с ужесточением законодательства становится невыгодно использовать офшоры для владения российскими активами и аккумулирования доходов за рубежом. Они всерьез думают об изменениях.
Что может окончательно склонить их к отказу от офшоров и возвращению капиталов на родину? Ведь мы помним, что налоговая амнистия 2007 года в России провалилась. Неудачный опыт той амнистии может дать нам несколько уроков.
В 2007 году амнистия давала возможность россиянам в упрощенном порядке задекларировать ранее полученные доходы, уплатив с них подоходный налог. Ошибка была в том, что законодатели смешали налоговую амнистию и амнистию капиталов (когда есть цель вывести капитал из тени), потому что не предусмотрели основное условие финансовой амнистии: освобождение от ответственности за неуплату налога.
Закон о налоговой амнистии не являлся частью законодательства о налогах и сборах. Он также не оговаривал, должен или не должен налогоплательщик при уплате декларационного платежа уплатить еще и предусмотренные Налоговым кодексом пени. Что же касается незадекларированных денежных средств на счетах иностранных банков, то на тот момент ни ситуация в мире, ни возможности российских органов следить за офшорными капиталами не угрожали никакими практически рисками российским налогоплательщикам, держащим деньги за пределами налоговой юрисдикции России.
Успех нынешней амнистии капиталов будет зависеть от того, сумеют ли власти дать участникам надежные гарантии защиты от уголовного и любого другого преследования, а также обеспечить полную конфиденциальность.
Для полной деофшоризации в отношении юридических лиц, которые добросовестно хотят все возвратить в Россию, власти должны принять специальные переходные правила «о безопасном налоговом проходе». Это нужно, чтобы негативные последствия при возврате в страну активов, капитала, управления и центра прибыли не возникали вообще, а сам возврат был нейтральным для налоговых целей.