Общество, 25 апр 2021, 02:41

Эксперты раскритиковали предложения властей о просветительской работе

Ученые уверены, что проект постановления, который ранее разработало Минпросвещения, предъявляет необоснованные требования к участникам просветительской деятельности и накладывает на них лишние ограничения
Читать в полной версии
Фото: Кристина Бражникова / ТАСС

Новый проект постановления, регулирующий просветительскую деятельность, который разработало Минпросвещения, накладывает необоснованные ограничения на участников такой деятельности, документ сырой и недоработанный, считают опрошенные РБК эксперты.

Речь идет о документе, который устанавливает порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в образовательных организациях России, его ранее разработало Минпросвещения. Он определяет просветительскую работу как деятельность, ведущуюся на основании договоров об оказании услуг.

По условиям проекта постановления, к сотрудникам организаций или физлицам должны применяться такие же ограничения, как к педагогическим работникам: они не должны иметь определенные судимости, заключение о недееспособности или болеть определенными заболеваниями (согласно ст. 331 Трудового кодекса). Кроме того, они должны быть совершеннолетними и иметь как минимум двухлетний опыт в образовательной сфере.

Помимо этого, считают в Минпросвещения, юридические лица, желающие заниматься просветительской деятельностью, не должны быть включены в реестр иноагентов.

«Самый главный недостаток этого постановления заключается в том, что постулируется, что просветительская деятельность осуществляется на основании договоров об оказании услуг. Если человек без всяких договоров хочет высказать какое-то мнение о важном достижении в сфере науки и высоких технологий, то это делается, как правило, на основе свободного информирования населения, в том числе в интернете», — прокомментировал инициативу Минпросвещения вице-президент РАН Алексей Хохлов. Он подчеркнул, что ученые информируют население о современных достижениях науки, считая это важной миссией, и не получают за это деньги.

«Кроме того, совершенно непонятны и ограничения на просветительскую деятельность в организациях образования, — добавил Хохлов. — Например, мы приглашаем иностранного профессора, нобелевского лауреата прочитать лекцию о своих научных достижениях на фестивале науки «Наука 0+». Ежегодно к нам приезжают несколько нобелевских лауреатов из-за рубежа. Согласно проекту постановления, им нужно будет предоставлять справку об отсутствии судимости, об отсутствии социально опасных заболеваний и так далее? Это странно звучит», — уверен академик.

С ним согласен ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ им. П.К.Штернберга Сергей Попов. «По сути, авторы проекта говорят, что какой-нибудь нобелевский лауреат, который до этого никогда популяризацией науки не занимался, не имеет права ей заниматься», — отметил он.

Попов подчеркнул, что проект постановления, подготовленный Минпросвещения, по сути, приравнивает просветительскую деятельность к педагогической, тогда как закон об образовании говорит о том, что это две «принципиально разные деятельности». Ученый отмечает, что в этом случае предъявлять к ним одинаковые требования неразумно.

Он также напомнил, что в рамках просветительской деятельности часто проходят разовые мероприятия. «Какого-то эксперта позвали прочесть одну лекцию, и часто это будет бесплатная лекция — как сегодня «Библионочь» проходит. Это разовая вещь, и никто не будет нести миллион справок, которые там, по сути, требуются. Поскольку, чтобы заниматься педагогической деятельностью, у нас необходимо представить справку об отсутствии судимости, о том, что человек не состоит на учете в наркологическом и психиатрическом диспансерах, представить другие медицинские справки», — подчеркнул Попов.

И Хохлов, и Попов выразили надежду на то, что документ, регламентирующий просветительскую деятельность, будет существенно доработан.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай, отметила, что, поскольку проект предъявляет требования именно к людям, которые планируют осуществлять просветительскую деятельность в образовательных, научных организациях и организациях в сфере культуры, то он прямо не ограничивает людей, ведущих работу вне этих организаций. Поэтому с формальной точки зрения, например, лекции на YоuTube не должны подпадать под новое постановление, считает она.

«Тем не менее уже сейчас очевидно последовательное стремление «зарегулировать» всю сферу просвещения и распространения знаний, позволяющих людям свободно формировать и выражать взгляды, — подчеркнула Тягай. — Это дает основание полагать, что нормы актов в данной сфере будут применяться избирательно и толковаться произвольно, что может привести в том числе к расширенному или суженному толкованию содержания комментируемого постановления».

«Ждут мира». Почему упали акции западных оборонных компаний
Лизинговые компании вышли на плато после волны возвратов грузовиков
Как бизнесу возместить ставки по кредитам через ЕАЭС: механика и барьеры
Бизнес тратит время на «бумажки» вместо безопасности: что с этим делать
Для занятых руководителей: что такое мини-MBA и какие навыки она дает
10 мифов о продуктивности руководителей и подчиненных
Минфин собрал заявки на дебютные ОФЗ в юанях. Стоит ли их покупать
Всплеск спроса. Как покупки россиян разогнали экономику в октябре