Общество, 25 мая 2007, 22:19

Рынок сотовой связи "поднимет" Интернет

Проникновение сотовой связи в России, судя по проданным SIM-картам, на 1 мая 2007г. составило 109%. Период бурного роста рынка позади, и сегодня операторы борются за узкие группы потребителей, конкурируя при помощи тарифной политики по отношению к не голосовым услугам (главным образом, это передача данных через Интернет). Вероятно, новый импульс российскому рынку даст следующее поколение сотовой связи – 3G.
Читать в полной версии

Проникновение сотовой связи в России, судя по проданным SIM-картам, на 1 мая 2007г. составило 109%. Период бурного роста рынка позади, и сегодня операторы борются за узкие группы потребителей, конкурируя при помощи тарифной политики по отношению к не голосовым услугам (главным образом, это передача данных через Интернет). Вероятно, новый импульс российскому рынку даст следующее поколение сотовой связи – 3G.

Сегодня операторы конкурируют за долю на рынке по выручке, – подчеркивает в эфире телеканала РБК в программе в "фокусе" директор центрального региона "Вымпелком", Михаил Яковлев. – Динамика развития прошлого года показывает, что средняя выручка с одного абонента (ARPU) может увеличиваться". Абоненты "разговорились": количество выговариваемых минут (MoU) продолжает неуклонно расти.

В то же время конкуренция за долю по количеству абонентов сохраняется. Ведь судить о проникновении сотовой телефонии по количеству проданных SIM-карт не вполне корректно: кто-то хранит сразу несколько "симок", другие же покупают их "на выговор", т.е. на деле проникновение составляет порядка 70% (70-80 млн человек), объясняет директор направления сотовой связи Json & Partners, Ирина Астафьева.

Как бы то ни было, темпы роста рынка сотовой связи снижаются, – признаются участники рынка, расходясь только в оценке "запаса" дополнительных услуг в современных "не 3G" форматах. Например, по словам М.Яковлева, потенциал допуслуг в GSM еще достаточно велик (около 15% выручки), и ввод сетей переходного поколения – 2,5G (EDGE + GPRS) –только подтверждает востребованность не голосовых услуг в данном формате.

Правда, услуги мобильного Интернета пока не выдерживают никакой конкуренции с широкополосным доступом, – настаивает И.Астафьева, говоря о будущем потенциале 3G. Стоимость передачи 1 Гб в сетях GSM при помощи GPRS составляет сегодня 253 доллара, при помощи WAP – 8,5 тысяч долларов. К тому же и контент GSM оставляет желать лучшего. Но более "тяжелый" и дешевый контент можно предоставить только в 3G.

Насколько приживется 3G формат в России? Операторы "большой тройки" уже получили лицензии на развитие сетей 3G (в Европе на это потрачено около 100 млрд долларов). Но рентабельность их строительства предполагает преобладание в продажах не голосовых услуг – до 2/3, – подсчитали эксперты. "В случае же высоких цен на Интернет-трафик в 3G мы рискуем повторить европейский опыт", – предупреждает И.Астафьева: "огромный рост в процентах (не удивительно, продажи начинаются с нуля), но не по доходам". Сегодня положительным опытом внедрения 3G могут похвастаться лишь Япония и Южная Корея.

Для обеспечения спроса на 3G, который как ожидают операторы, в будущем станет главным драйвером рынка, необходимо преодолеть разрыв в тарифах с широкополосным Интернетом, – призывают эксперты. По словам И.Астафьевой, рост в сегменте 3G, скорее всего, будет обеспечен вовсе не мобильным телевидением, а за счет мобильного выхода в мировую сеть – грубо говоря, за счет возможности работать в кафе (то есть 3G придет на замену WiFi и т.п.).

На это топ-менеджеры сотовых компаний могут лишь пожать плечами: "10 лет назад и голосовая связь была в 10 раз дороже, чем сегодня" (М.Яковлев).

Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Недостижимые» $100 за баррель: смогут ли США сдержать цены на нефть
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов