Общество, 25 мая 2015, 00:25

Бюджет застоя

Читать в полной версии

Парламентарии раскритиковали бюджетную политику Минфина — она помогает наполнить казну, но не стимулирует развитие. Получить объяснения депутаты хотят лично от министра Антона Силуанова.

​Вопросы к бюджету

Представители фракции «Единая Россия» хотят пригласить на «парламентский час» министра финансов Антона Силуанова. По словам вице-спикера Госдумы Владимира Васильева, к Силуанову у депутатов накопилось много вопросов. Речь идет о подходе Минфина к налогам и ограничению государственных расходов.

Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров жестко раскритиковал налоговую и бюджетную политику министерства, которая, по его словам, решает только фискальную проблему наполнения бюджета, игнорируя стимулирующую часть. Он считает, что министерству финансов нужно признать свои ошибки и не пытаться сохранить то, что «вредно для нашей экономики».

В письме, адресованном заместителю министра финансов Алексею Лаврову (копия есть у РБК), он также ссылается на майское письмо Минфина о сокращении госрасходов, называя его «беззаконием».

Как ранее писал РБК, при подготовке бюджета на следующий год в приоритете правительства — публичные нормативные обязательства, импортозамещение и цели майских указов президента. В остальном министерствам и ведомствам «следует предусмотреть оптимизацию структуры и объема расходных обязательств», следовало из одного из писем, разосланных Минфином по ведомствам в преддверии начала бюджетного процесса. Они должны обосновывать расходы, превышающие «доведенные предельные объемы», и не могут самостоятельно проводить индексацию расходов на уровень инфляции и изменения курса рубля.

В связи с этим Госдума направит запрос в правительство и Счетную палату с просьбой пояснить, является ли такое сокращение объемов бюджетных средств по сравнению с уровнем, прописанным в законе о федеральном бюджете на 2015–2017 годы, «позицией министерства финансов или это позиция правительства РФ» — и нет ли здесь нарушения бюджетного законодательства. Поручение подготовили первый зампред КПРФ Сергей Решульский и заместитель главы фракции коммунистов Николай Коломейцев.

Удобный кодекс

Отдельно Макаров раскритиковал подготовленный Минфином проект нового Бюджетного кодекса. «Единственная задача, которая была поставлена в этом проекте Бюджетного кодекса — сделать его удобным для Минфина», — сказал депутат в пятницу (цитата по Интерфаксу).

Отношение депутата к документу раскрывается в письме Лаврову, в котором он «благодарит» чиновника за присланную ему новую редакцию кодекса: «Представление этих материалов в распечатанном виде особенно любезно со стороны Министерства финансов, поскольку позволяет Государственной думе сэкономить 522 листа бумаги, что является, очевидно, первым шагом на пути реализации предложенного вашим письмом сокращения расходов парламента страны».

В случае принятия нового кодекса «не только парламент, но и правительство (не говоря уже о профильных министерствах и ведомствах) выводятся из процесса принятия важнейших решений по формированию и исполнению бюджета» пишет Макаров, предполагая, что это делается «для удобства работы Минфина».

Новый Бюджетный кодекс призван заменить действующую редакцию, которая была принята в 1998 году и с тех пор претерпела более ста правок. Как ранее сообщал «Коммерсантъ», Минфин объясняет необходимость обновления документа желанием объединить все принятые бюджетные законы в единую систему, добавив ряд новых положений. Изменения в Бюджетном кодексе потребуют также внесения правок в Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и целый ряд других законов.

В новой редакции пересматривается природа обязательств государства: они делятся на нормативно-правовые и договорные. Первые возникают в соответствии с законом и не требуют подтверждения в бюджетном процессе, вторые обусловлены договором,​ и для них необходимо устанавливать лимиты бюджетных средств. Кроме того, появляется новый вид межбюджетных трансфертов — горизонтальные субсидии для перечисления денег между регионами для финансирования совместных проектов. Сохраняются вертикальные субсидии: от федерального центра — регионам, а от них — местным бюджетам.

Новый Бюджетный кодекс может быть введен в несколько этапов: сначала, с 1 января 2016 года, заработают нормы, необходимые для верстки бюджетов на 2017 год, затем — положения, используемые при реализации принятых бюджетов. С 1 января 2019 года вступят в силу статьи кодекса об оценке состояния долговой устойчивости регионов и муниципальных образований.

Претензии депутатов к проекту Бюджетного кодекса в Минфине комментировать отказались. Собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства отметил, что отсутствие стимулирующих мер в основных направлениях налоговой политики — прямое следствие пожеланий президента не менять налоговую политику до 2018 года.

Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла