Общество, 25 июн 2007, 13:27

Русские деревни наводнят туристы из Москвы

Несмотря на падение темпов роста на рынке въездного туризма в РФ (нехватка гостиничных мест и дороговизна жизни в стране), эксперты отмечают большой потенциал в сегменте так называемого сельского туризма. Но в зависимости от того, как будут структурированы инвестиции в этот бизнес, русские, чукотские, алтайские и другие деревни появятся в больших количествах либо в Калужской области, либо в пригородах Лондона, - иностранцы уже проявляют большой интерес к российской экзотике. Это неудивительно: по данным ООН, доходы от сельского туризма во всем мире составили в 2006г. более 150 млрд долларов - почти треть поступлений от мировой туриндустрии.
Читать в полной версии

"Лет через 5 у нас будут десятки агротуристических курортов по всей стране", - заявил в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" председатель попечительского совета Международной ассоциации экотуризма Виктор Клыша. По его словам, спрос на экзотику в современном глобализованном и унифицированном мире невероятный, но только в рамках диалога культур, то есть того же мультикультуризма, который, собственно, и навязывается глобализацией. "Сельский туризм позволяет завтракать в одной стране, а ужинать уже совсем в другой", - отмечает В.Клыша. На территории одного агротуристического комплекса, как правило, представлены типы жилища, кухни и т.д. сразу нескольких народов.

Отметим, для строительства курортов на 5-7 га требуются вложения порядка трех млн долларов. И в более чем 500 млн оцениваются крупномасштабные проекты - от тысячи га. Кстати, два из таких уже реализуются в Калужской области, они рассчитаны, прежде всего, на московский рынок. Срок их окупаемости, по расчетам руководителей, - 5 лет, при стоимости аренды каждого домика в 100 долларов в день и наполняемости на уровне 70%.

Что и говорить, стоимость тура для семьи в среднем составит 1000 долларов за неделю (с катанием на лошадях, работой в мастерских и т.п.). Это гораздо дешевле и занятнее, чем путевки по уже надоевшим популярным маршрутам.

Добавим, что русские избы (чукотские иглы, киргизские юрты и т.д.) для проживания, бани и с тем же прокатом велосипедов уже давно предлагаются туристам в различных уголках РФ, где развит сельский туризм, главным образом на севере - в Архангельской области, на Соловках, но также и на Алтае или в Бурятии (озеро Байкал) и т.д. Любопытно, но именно в глубинке агротуризм развивается динамичнее, чем в центре России: как экологический туризм (предполагающий проживание на природе, аутентичные жилища, кухню и т.д.), так и этнографический (знакомство с фольклором, ремеслами, способами охоты и рыбалки, борьбы и т.д.).

"Развлечение ради развлечений - это прошлый день, - говорит президент международного фонда "Диалог культуры – Единый мир" Руслан Байрамов. - Но люди могут, развлекаясь, например, пожив в юрте, собрав ее и разобрав, получить что-то новое, они уедут не только хорошо отдохнувшими, но и с новыми знаниями".

Однако "дикий туризм" (так переводится калька "сельский туризм" на некоторые европейские языки) приятен, так сказать, не в чистом виде. Практика показывает, что туристов отнюдь не радует перспектива полного растворения в быте общинного строя. Месить грязь на улицах настоящих деревень, где не действует медицинская страховка, решится не всякий москвич, а тем более житель европейской столицы. Оказавшись на лоне природы, горожане "требуют" усыпанных гравием дорожек и ресторанчиков со шведским столом. Если туристы и готовы с удовольствием топить печь, то вот колоть дрова желают отнюдь немногие. При этом спокойно себя на природе горожанин чувствует только в том случае, если автомобиль его находится на охраняемой стоянке.

Действительно, сельский туризм далек от сельской жизни. Но очевидно, что отчасти он может способствовать нормализации жизни на селе: до 10% крестьян Италии, к примеру, заняты в сельском туризме – по сути, рынок приходит к производителю, естественно, что производство начинает развиваться. Но с другой стороны, сельский туризм в России имеет и довольно мрачное прочтение - на фоне невероятной разницы доходов у жителей Москвы и деревень. Хотя В.Клыша в качестве аргумента в пользу агротуризма приводит тот факт, что, мол, 50% москвичей – выходцы из крестьян, и, следовательно, между ними и деревенскими не должно возникать непонимания… Но с этим не согласятся демографы: последними выходцами из крестьян являются в основном горожане-шестидесятники.

Как бы то ни было, но, судя по настроениям инвесторов, в скором времени в России появятся не только агротуристические комплексы, предлагающие культурную полифонию, но и множество маленьких хуторов на 10-15 домов. Причем большой интерес к сельскому туризму проявляют инвесторы-иностранцы с учетом успешности таких проектов в других странах. Добавим, что параллельно происходит активизация сегмента агротуризма и в странах СНГ. На Украине, к примеру, в 2007г. на эти цели было выделено около 22 тысяч долларов из госбюджета (!), а украинская Гостурслужба даже предлагает ввести льготные кредиты на строительство мини-гостиниц и мини-пансионатов. Более ста сельских усадеб сегодня работает в Белоруссии (в 2006г. их было только 70).

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года