Общество, 25 июл 2013, 01:05

Игра программ

Читать в полной версии
Фото: РБК

Вчера кандидат в мэры Москвы от КПРФ Иван Мельников последним представил свою предвыборную программу. РБК daily провела частотный анализ слов, встречающихся в программах шести прошедших муниципальный фильтр кандидатов, чтобы посмотреть, какие темы важны для каждого из них, а какие, наоборот, обойдены их внима­нием.

Самая большая программа у Сергея Собянина — примерно 5,5 тыс. слов. За звание самых немногословных борются программы Алексея Навального и Михаила Дегтярева — в обеих примерно по 3,2 тыс. слов.

Самое популярное слово в программе Собянина, если не считать «Москву» и «город» (при подсчете учитывались все однокоренные слова), — это слово «год» (употребляется 62 раза). Собянин либо отчитывается о проделанной работе (за прошедшие 2,5 года сделано то-то и то-то), либо ставит сроки выполнения своих обещаний (к такому-то году планируется сделать то-то и то-то). Настолько же активно «год» использует Дегтярев — у него это тоже третье по частоте использования слово. Меньше, чем у других кандидатов, слово «год» используется в программе Навального (всего семь раз). Другие популярные слова собянинской программы, редко встречающиеся в документах конкурентов, — дороги (21), парки (20) и благоустройство (17).

У Митрохина самое часто употребляемое слово программы, отличающее ее от других, — «я». «Я начну», «я добьюсь», «я буду», «я заставлю». Зато в программе Навального «я» не встречается ни разу — вся она написана либо от третьего лица (Навальный сделает то-то) или от первого, но во множественном числе. Собянин говорит о себе «я» 16 раз, Левичев — девять, Мельников — три, Дегтярев — два.

Программа Навального наиболее насыщена по наличию уникальных слов, которые почти не используют его оппоненты. Это «муниципальный» (21 употребление, относительно часто употребляется только у Дегтярева — восемь раз), «компании», «публикация» (по 17), «управление» (17, настолько же часто у Митрохина) и «прозрачность» (16).

Дегтярев и Мельников чаще других используют слово «социальный» — у Дегтярева это седьмое, а у Мельникова шестое по частоте употребления слово (по 17 раз). В то же время в программах Навального и Митрохина оно используется почти вдвое реже.
 
Слово «экология», за отсутствие которого в программе Навального подвергла критике защитница Химкинского леса Евгения Чирикова, стоявшая с ним бок о бок на многих митингах оппозиции, чаще всего встречается в программе Левичева (девять раз), Митрохина (восемь) и Мельникова (семь). К игнорированию «экологии» примкнули Собянин и Дегтярев (по одному разу).
 
«Наука» вообще не встречается в программах Собянина и Навального и почти обойдена вниманием в программах Левичева и Мельникова — два и три упоминания соответ­ственно. А вот у Митрохина это один из главных терминов — встречается 21 раз. В то же время слово «образование» — одно из самых популярных в программе Собянина (17), а вот кандидат Левичев его почти не использует (один раз). Примерно так же обстоят дела со «школами» (у Митрохина 16, у Навального 15, у Собянина 10, а у Левичева вообще нет) и «детьми» (здесь лидер Собянин — 30, у Митрохина 15, а вот у Левичева всего три).
 
Как ни странно, «коррупция» не стала значимым термином даже для программы Навального — в его программе это слово не входит в топ-40 самых популярных слов и встречается всего восемь раз. У остальных кандидатов эта тема тоже непопулярна. Также можно было бы предположить, что слово «миграция» чаще всего появится в программе Навального, однако это не так: у него это 20-е по популярности слово (14 раз), в то время как в программе Левичева «миграция» седьмая (19). Реже всего о миграции задумывается Дегтярев — три упоминания.
 
Не менее удивительно и то, что слово «велосипед» и его производные встречаются чаще всего в программе Дегтярева — причем не в положительном, а отрицательном смысле: он считает, что программа развития велосипедной инфраструктуры (кроме парков) должна быть свернута, поскольку вдыхание горожанами загазованного воздуха только вредит их здоровью.
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году