Железнодорожные санкции
РЖД запретили вести погрузку отправляющихся на Украину вагонов Первой грузовой компании и ее украинской «дочки». Запрет на погрузку вагонов крупнейшего частного железнодорожного оператора был введен по требованию Украины.
Руководство «Российских железных дорог» запретило вести погрузку отправляющихся на Украину вагонов российской Первой грузовой компании (ПГК) и ее дочернего предприятия «Первая грузовая компания в Украине». Как сообщает Reuters, причиной запрета стало обращение железнодорожной администрации Украины и Совета по железнодорожному транспорту СНГ, последовавшее за включением ПГК и ее «дочки» в украинский санкционный список.
Полное прекращение транзита
16 сентября 2015 года президент Украины Петр Порошенко подписал указ о введении нового пакета санкций против России. Включенные в черный список ПГК и ее «дочка» обвиняются в том, что их деятельность создает угрозу национальным интересам, безопасности и территориальной целостности Украины, препятствует ее экономическому развитию, способствует террористам и нарушает права и свободы украинцев. В связи с этим указ предписывает ввести против ПГК и «ПГК в Украине» ограничительную меру в виде «полного прекращения транзита ресурсов и перевозок по территории Украины».
Принятое по требованию украинских властей решение РЖД вводит запрет на погрузку всех грузов в вагонах ПГК и ее украинской «дочки», а равно перевозку их порожних вагонов «назначением на все станции Украины и транзитом через территорию Украины» вплоть до отмены решения.
Представитель ПГК пока не смог прокомментировать ситуацию. А источник в компании лишь заметил, что запрет РЖД фактически дублирует санкции Украины в отношении компании.
Ранее ПГК сообщала, что введенные Украиной санкции «не подразумевают задержания, ареста либо национализации» ее имущества. В компании пояснили, что намерены защищать интересы всех клиентов (доля Украины в консолидированном грузообороте ПГК составляет около 2,5%) вне зависимости от территориальной принадлежности, а потому совместно с Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины займутся выработкой плана дальнейшей работы.
ПГК отправляла на Украину в среднем 3–4 тыс. вагонов ежемесячно, отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценкам, в 2015 году компания недосчитается 250–280 млн руб. выручки.
В основном ПГК поставляла на Украину уголь. И хотя ПГК — не самый крупный грузовой оператор на территории этой страны, Украине придется замещать поставки парками других операторов и диверсифицировать рынок за счет других стран — производителей угля, считает эксперт.
Против авиакомпаний
В санкционный список Украины внесен также целый ряд российских авиакомпаний — от «Аэрофлота» до Red Wings, которым запрещается совершать полеты над ее территорией. Позднее глава киевского аэропорта Борисполь Евгений Дыхне заявил, что введенные Киевом против авиакомпаний из России санкции коснутся только пролета через Украину, но не затронут рейсов в страну, а также транзитных перелетов.
Накануне в компании «Международные авиалинии Украины» подсчитали, что в случае введения Россией ответных санкций ее убытки могут превысить $42 млн в год.
На прошлой неделе глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что Россия не будет отвечать на новые санкции Украины. «Мы не будем отвечать на такие выпады, они несерьезные и несолидные, они во вред Украине», — пояснила она.