Общество, 25 сен 2015, 00:25

Адресная помощь бедным

Читать в полной версии
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

На программу помощи по продовольственным карточкам может потребоваться 240 млрд руб., заявил замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов. В программе, по его оценке, примут участие около 15–16 млн необеспеченных россиян.

Продукты на 240 млрд руб.

Адресная помощь по продовольственным карточкам может быть оказана 15–16 млн необеспеченных граждан России, назвал в четверг на форуме Retail Business Russia свою предварительную оценку заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. По его словам, по предварительным подсчетам Минпромторга, на реализацию программы потребуется около 240 млрд руб. Финансирование будет выделяться из средств федерального и регионального бюджетов, отметил Евтухов. По его мнению, развитие адресной продовольственной помощи может стать причиной роста ВВП.

По словам Евтухова, в программе помощи по продовольственным карточкам смогут участвовать любые ретейлеры: «Единственное требование к торговым объектам — они должны быть подключены к центральной процессинговой системе программы, которую будет администрировать один из крупнейших наших банков». По его словам, в точках продаж продукты, участвующие в программе, будут специальным образом помечены.

Минпромторг в первой половине сентября внес в правительство концепцию по внедрению продовольственных карточек для малоимущих. Концепция предусматривает помощь в получении дополнительного питания для необеспеченных слоев населения. По программе на специальные банковские карты россиян (один из претендентов на их выпуск — Сбербанк, сообщил в четверг Евтухов) будут зачисляться средства, которые можно тратить на свежие продовольственные продукты отечественного производства. Перечень продуктов разработают позже. По словам Евтухова, в него войдут в основном продукты регионального производства.

Импортные и непродовольственные товары по карточкам нельзя будет приобрести, объяснил замглавы Минпромторга. Копить средства на них также будет нельзя: деньги будут «сгорать» в конце специально обозначенного периода. При этом, по словам Евтухова, граждане смогут зачислять на карты собственные средства. «Тогда они будут иметь государственный бонус в размере, как мы рассчитываем, 50% от начисленных средств», — цитирует замглавы Минпромторга РИА Новости.

Реализовывать программу, по данным газеты «Ведомости», предполагается в два этапа: до 2017 года пройдет этап под названием «Продуктовая карта», в ходе которого отдельным категориям граждан на карту будут зачисляться средства для покупки набора заранее определенных товаров. Второй этап — 2018–2020 годы — предполагает организацию бесплатного или льготного питания в специальных кафе и столовых. Его концепцию Минпромторг планирует разработать позднее.

Каждый седьмой — бедняк

По словам опрошенных РБК ретейлеров, они готовы участвовать в программе, которую предлагает Минпромторг. «У «Ленты» есть опыт разработки и реализации специальных программ для населения в сети своих гипермаркетов, — рассказал РБК представитель одного из крупнейших ретейлеров России «Лента». — Например, в 2010 году мы внедрили собственную программу «социальная карта», которая дает возможность покупателям из социально уязвимых категорий граждан покупать товары со скидками от 8 до 13%». Идею продуктовых карт поддержали и в торговой сети «Дикси»: «Это наиболее современная и прогрессивная форма поддержки наиболее уязвимых граждан.

Электронные социальные пособия позволят государству оказать необходимую целевую помощь, избежав возможных злоупотреблений получателями и торговыми точками». Представитель «Дикси» также отметила, что такая схема, в отличие, например, от регулирования наценки, не разрушает сложившуюся экономику продовольственного рынка.

По данным Росстата, в апреле — июне 2015 года за чертой бедности жили 20,1 млн россиян, или 14% всего населения страны. Годом ранее их было на 2,7 млн меньше — 17,4 млн (12,1%).

«Приведенные данные уже сейчас позволяют прогнозировать ощутимый рост бедности в 2015 году — фактически впервые с начала 2000‑х годов, —отмечалось в опубликованном в июне отчете аналитиков Высшей школы экономики. — Даже при условии замедления негативной динамики в отношении доходов и инфляции показатели бедности по итогам текущего года существенно превзойдут прошлогодние».

Увеличение числа бедняков эксперты объясняли РБК прежде всего ростом цен. По данным Росстата, опубликованным в начале месяца, с начала текущего года индекс потребительских цен вырос на 10%. За первую неделю сентября стоимость подсолнечного масла увеличилась на 1%, на яйца, сахар-песок, рис, гречку, шоколадные конфеты, чай и карамель — на 0,3–0,5%. Сильнее всего подорожали свежие огурцы и помидоры — на 5,4 и 1,3% соответственно.

В феврале этого года ввести продуктовые карточки для социально не защищенных слоев населения предложило Общество защиты прав потребителей (ОЗПП). На тот момент ОЗПП за три месяца получило около 200 обращений россиян с жалобами на резкий рост цен на продовольствие.

7 сентября Алексей Кудрин спрогнозировал, что после принятия поправок в закон «О торговле», инициированных группой депутатов во главе с Ириной Яровой, цены на продукты могут повыситься. В документе речь идет о снижении или полном отказе от бонусов в ретейле.

«В условиях снижения спроса, очень жесткой ситуации для торговых сетей и поставщиков это [снижение бонусов или отказ от них] вносит очень серьезные дополнительные риски в экономику», — объяснил бывший министр финансов. Поправки в закон «О торговле» были внесены группой сенаторов и депутатов в январе и приняты в первом чтении в середине мая.​

Pro
Что будет определять развитие строительной отрасли в 2025 году: тренды
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами