Общество, 25 окт 2004, 17:16

М.Ходорковский отмечает год со дня своего ареста

Сегодня исполняется ровно год со дня ареста председателя правления и основного акционера НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского.
Читать в полной версии

Напомним, в течение нескольких месяцев после этого вокруг компании произошло немало событий: М.Ходорковский спустя неделю после ареста покинул пост ее руководителя, в отношении других крупнейших акционеров НК "ЮКОС" были возбуждены уголовные дела, "Сибнефть" заявила о приостановке слияния, а самому ЮКОСу были предъявлены рекордные налоговые претензии.

Сегодня большинство экспертов уверены в том, что ЮКОС уже до конца 2004г. прекратит свое существование в прежнем виде, а М.Ходорковский в ближайшие год-два вряд ли выйдет на свободу.

"Дело ЮКОСа" разворачивалось постепенно, и с каждым новым его витком становилось все сложнее и запутаннее. Сначала арест ближайшего соратника Ходорковского - главы МФО "МЕНАТЕП" и одного из крупнейших акционеров ЮКОСа Платона Лебедева - по обвинению в "незаконном завладении 20-процентным государственным пакетом акций ОАО "Апатит", случившемся в далеком 1994г. Параллельно по подозрению в убийстве и покушениях на убийство был арестован начальник четвертого отдела внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин.

После этих событий, а также после обысков в бизнес-центре ЮКОСа в подмосковном лицее "Кораллово", спонсорами которого являются акционеры компании, М.Ходорковский собрал пресс-конференцию, на которой сообщил журналистам, что уезжать из страны и становиться политэмигрантом не собирается. "Если меня хотят выпихнуть из страны или посадить, то надо сажать", - заявил он.

Совет был понят буквально - спустя три недели после пресс-конференции за решеткой оказался самый богатый человек России. Когда "дело ЮКОСа" лишь набирало обороты, это казалось немыслимым - однако последующие события продемонстрировали, что в "наезде" на ЮКОС многие методы пробуются впервые и оказываются вполне успешными для их инициаторов.

Так, налоговые претензии за 2000г. в размере 3,4 млрд долл., были предъявлены компании только в конце 2003г. - уже после истечения срока исковой давности по подобным делам. Суммарный размер претензий к ЮКОСу по налогам за 2000-2001гг. достиг беспрецедентного в российской практике уровня и превысил 7 млрд долл. В том, что похожие претензии будут предъявлены и за 2002-2003гг., сегодня мало кто сомневается. И вопрос М.Ходорковского на судебном процессе - почему лишь через четыре года выясняется, что предприятие, формирующее до 5% федерального бюджета, должно формировать в два раза больше, - похоже, навсегда останется риторическим.

В своих претензиях к ЮКОСу и его акционерам представители властных и силовых структур, похоже, соревнуются друг с другом. Арест имущества и счетов самой нефтяной компании и ее основных "дочек"; претензии Министерства природных ресурсов в отношении лицензий добывающих подразделений ЮКОСа; объявление в федеральный и международный розыск практически всех ее основных акционеров (из числа совладельцев Group MENATEP, владеющей более чем 50% акций ЮКОСа, в России и не за решеткой находится лишь Василий Шахновский - уже осужденный, но освобожденный от наказания). Список прегрешений ЮКОСа и его владельцев можно продолжить, а в самое ближайшее время он наверняка пополнится новыми пунктами.

При этом ЮКОС, позиционировавший себя как самую "прозрачную" российскую компанию, безусловно, не идеален. Компания действительно занималась оптимизацией налогообложения. Аффилированные с акционерами ЮКОСа структуры принимали участие в приватизационных конкурсах и, учитывая несовершенство тогдашнего законодательства, действительно могли его нарушить. Да и известная "прозрачность" и "открытость" ЮКОСа вовсе не всеобъемлюща - например, в совете директоров компании нет представителей миноритариев, а практически все так называемые "независимые директора" так или иначе поддерживают связи с компанией и вне этого своего статуса.

Однако аналогичные претензии могут быть предъявлены едва ли не к большинству "флагманов" российской экономики. Тот факт, что жертвой столь пристального внимания Генпрокуратуры РФ (а вслед за ней - и других заинтересованных ведомств), стали именно М.Ходорковский и его компания, можно объяснить несколькими всем известными причинами, и главная из них - политическая активность экс-главы ЮКОСа.

Действительно, Ходорковский первым из российских бизнесменов открыто заявил о поддержке из собственных средств политических партий - Союза правых сил и "Яблока". Акционеры ЮКОСа, кстати, выступали спонсорами партий самого различного спектра - от КПРФ до "Единой России", при этом в числе депутатов Госдумы нынешнего созыва выдвиженцы ЮКОСа присутствуют в обеих крупнейших фракциях. Экс-главе ЮКОСа также вменяют в вину активную лоббистскую деятельность в Госдуме для принятия нужных компании законов. Правда, механизм влияния на принятие органами власти выгодных бизнесу решений, столь распространенный и абсолютно легальный в ряде западных стран, в России законодательно не запрещен. А обвиняется М.Ходорковский совсем в других преступлениях, и арест его - формально - с излишней политической активностью не связан.

Главная цель, достигнутая властью в результате "дела ЮКОСа", - это абсолютная предсказуемость крупного бизнеса. Ни один олигарх (глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс не в счет - он руководит энергохолдингом в качестве наемного менеджера) не выступил открыто с осуждением ареста Ходорковского. Сегодня почти невозможно представить, что кто-то из представителей крупного бизнеса может подвергнуть критике какое-то начинание государства или не согласовать с его представителями крупную сделку.

Как будут развиваться события вокруг ЮКОСа и М.Ходорковского - прогнозировать сложно. Компания может сохранить лицо - юридическое, ведь В.Путин уже не раз заявлял о том, что правительство не заинтересовано в банкротстве ЮКОСа. Но сохранить свои активы компании явно не удастся: аукцион по продаже основной добывающей "дочки" ЮКОСа - "Юганскнефтегаза" может состояться уже в ноябре 2004г.

Наиболее вероятным претендентом на приобретение "Юганскнефтенгаза" аналитики называют Газпром, "укрупненный" госкомпаниями "Роснефть" и "Зарубежнефть", хотя глава газовой монополии Алексей Миллер уже неоднократно говорил об отсутствии интереса к покупке активов ЮКОСа.

Суд над М.Ходорковским и П.Лебедевым, по мнению их адвокатов, может завершиться уже в начале 2005г. На их освобождение в зале суда после оглашения приговора сейчас мало кто надеется - не для этого в течение вот уже почти полутора лет против ЮКОСа и его акционеров велась столь активная борьба.

Однако если власть с помощью ареста преследовала цель нейтрализовать М.Ходорковского как политическую фигуру, то эта задача выполнена с точностью до наоборот. И если еще год назад фамилия Ходорковского была на слуху лишь у политиков, бизнесменов, журналистов и жителей нефтяных регионов, то сегодня его знает вся Россия.

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов