Эксклюзивы РБК, 25 окт, 09:00

Эксперты ВШЭ назвали проблемы обучения в сфере искусственного интеллекта

Эксперты ВШЭ прогнозируют рост числа студентов на программах по искусственному интеллекту. Однако для эффективного обучения необходимы цифровой контент и оборудование, которое пока есть не везде
Читать в полной версии
Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Сколько студентов изучало ИИ в прошлом году

В 2023 году обучение студентов технологиям искусственного интеллекта (ИИ) в России организовали 497 вузов и их филиалов, в 166 из них преподавание велось по профильным программам, а в 469 — по модульным. На 600 профильных образовательных программах в прошлом году обучались 42,3 тыс. человек. Число модульных программ значительно выше — 8,5 тыс., через которые прошли 689,2 тыс. человек, подсчитали эксперты Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ в докладе «Подготовка высококвалифицированных кадров в области искусственного интеллекта» (есть в распоряжении РБК).

В 2023 году каждый пятый принятый студент должен был в рамках своей образовательной программы изучить дисциплины модуля по ИИ. Модуль проще внедрить в уже существующую образовательную программу, объясняют авторы разницу в числе обучавшихся на программах по профилю и по модулю.

Большая часть программ по профилю ИИ (61,8%) реализуется в магистратуре. Специалисты ВШЭ пришли к выводу, что доля магистерских ИИ-программ почти вдвое выше, чем на остальных этапах обучения, а численность обучающихся по ним в магистратуре выше почти втрое. Освоение профилей по искусственному интеллекту на поздних этапах обучения в университете — распространенная практика не только в России, но и в большинстве европейских стран, отмечают эксперты.

Исследование НИУ ВШЭ проводилось в 2023 году, были проанализированы программы 1100 вузов и их филиалов. В рамках исследования учитывали формы образовательных программ, численность обучающихся, прием и выпуск по таким программам, наличие и уровень квалификации преподавателей дисциплин, связанных с искусственным интеллектом, а также обеспеченность специализированной инфраструктурой для освоения современных технологий. РБК изучил доклад, предоставленный НИУ ВШЭ.

Эксперты ВШЭ прогнозируют существенный рост выпуска молодых специалистов, обучающихся по профильным программам, — до 8,7 тыс. бакалавров в 2027 году и 6 тыс. магистров в 2025 году. В 2023 году общее число выпускников составило 3,8 тыс. человек. В том же году на эти программы приняли уже 20,7 тыс. человек, а их доля в общем приеме составила 1,6%.

Бoльшая часть студентов программ по профилю ИИ (70,1%) обучаются по специальностям и направлениям подготовки в области «Инженерное дело, технологии и технические науки»; примерно четверть (27,2%) — приходится на «Математические и естественные науки»; почти 1,5% — на «Науки об обществе».

Среди регионов в число лидеров по охвату студентов (по всем типам программ по ИИ) вошли Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Вологодская, Архангельская, Челябинская, Самарская, Пензенская и Московская области.

На ситуацию с обучением технологиям искусственного интеллекта в регионах непосредственно влияет степень проникновения ИИ в их экономики, указали авторы исследования. Неравенство возможностей по обеспечению изучения технологий они также объясняют неравномерным территориальным распределением IТ-организаций. В то же время в некоторых регионах развитие образования в области искусственного интеллекта заметно отстает от уровня внедрения ИИ в экономике региона.

Дефицит кадров

Обеспеченность преподавателями в области ИИ в абсолютном большинстве вузов превышает 90%, следует из доклада ВШЭ. В то же время авторы исследования отметили, что кадров не хватает в вузах, которые проводят обучение по ИИ в рамках модулей, а не полноценных профильных программ.

Не везде есть и необходимая для преподавания цифровая инфраструктура. Причем в первую очередь нехватка в оснащении вычислительными мощностями на базе графических ускорителей, которые, отмечают авторы доклада, имеют ключевое значение для задач, связанных с ИИ.

Вузы, которые имеют опыт подготовки специалистов по профильным программам, обеспечены цифровым контентом (программным обеспечением, датасетами и т.д.) лучше, чем оборудованием. В то время как организации, которые готовят студентов только в рамках модуля по ИИ, недостаточно оснащены как оборудованием, так и контентом.

«Вузы, только начинающие осваивать направление ИИ, имеют настолько выраженный дефицит необходимых для этого цифровых ресурсов, что он практически не позволяет им развивать программы по соответствующему профилю и существенно осложняет ориентированную на практику подготовку в рамках модулей по ИИ», — указывают авторы доклада. По их мнению, недостаток специализированной цифровой инфраструктуры, может стать основным препятствием для развития подготовки специалистов в области искусственного интеллекта в вузах.

Востребованность специалистов

Вакансии для специалистов с опытом работы с искусственным интеллектом или машинного обучения чаще всего размещают работодатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Казани, следует из данных сервиса по поиску работы Superjob. Опыт работы и обучения в области ИИ чаще всего требуется от программистов, аналитиков и исследователей данных, product/project-менеджеров и руководителей IT-проектов.

Как сообщили РБК в пресс-службе сервиса, работодатели, внедрившие в работу системы искусственного интеллекта, чаще всего отдают предпочтение выпускникам МФТИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, Иннополиса, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Университета ИТМО, а также СПбГУ, МИФИ и МАИ. Эти же вузы входят в топ-7 рейтинга Superjob по уровню зарплат выпускников, занятых в IT. Зарплаты выпускников превышают 210 тыс. руб.

За последний год количество запросов на IT-специалистов с навыками работы с ИИ в области ИИ-разработки выросло на 40%, рассказал РБК Кирилл Котов, технический директор компании «КодТех» (занимается разработкой ПО и IT-аутсорсингом). «Самые востребованные — специалисты по разработке алгоритмов искусственного интеллекта (Data Scientist, ML Engineer и т.д.) и специалисты по разметке данных для обучения моделей. Мы также видим, что требования к опыту работы с большими языковыми моделями проникают даже в классические вакансии project- и product-менеджеров. По мере проникновения ИИ — уже в обозримом будущем — появятся новые профессии, например специалист по этике ИИ, инженер по обеспечению объяснимости ИИ (XAI)», — полагает Котов.

Pro
Психолог Эрик Берн 19 лет изучал, как устроены группы. Вот что он выяснил
Pro
Сингапур, ОАЭ, Латинская Америка. Как хайнеты из России ищут новые рынки
Pro
Россияне уже разместили на депозитах 32 трлн руб. Что будет в 2025 году
Pro
Хитрые начинают и проигрывают: кого ждет успех в мире, где нет секретов
Pro
Какие ошибки в договорах ВЭД могут вызвать проблемы на таможне
Pro
Внешний долг России на минимуме. Почему это не только благо для экономики
Pro
Почему одни страны становятся богаче, а другие беднеют
Pro
Осторожно, новичок: какие ошибки финансового директора разорят бизнес