Общество, 25 ноя 2016, 12:35

Нью-йоркский гамбит: как зарабатывают на матче за шахматную корону

Матч за звание чемпиона мира между Сергеем Карякиным и Магнусом Карлсеном воспринимается как событие, способное подстегнуть интерес к шахматам. РБК рассказывает об организаторе встречи и о том, каким образом он собирается зарабатывать на шахматных турнирах топ-уровня
Читать в полной версии
(Фото: Reuters/Pixstream)

Кто организовал матч?

Организацией турниров претендентов и чемпионских матчей занимается компания Agon Limited, в 2012 году ставшая эксклюзивным партнером Международной шахматной федерации (FIDE). Ее основал Эндрю Полсон, известный также как один из сооснователей медиакомпании SUP Media. Позднее он продал Agon за символические деньги своему партнеру, 40-летнему уроженцу Челябинска Илье Мерензону.

Президент World Chess by Agon Limited Илья Мерензон (Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости)

Илья Мерензон родился в 1976 году в Челябинске, закончил Челябинский госуниверситет по специальности «История и социология». Получил степень MBA в университете Pace в Нью-Йорке по специальности «Международный бизнес».

Agon, по сути, стал монополистом в области организации крупных шахматных турниров, причем компания получила это право сразу на десять лет с возможностью последующей пролонгации на такой же срок.

«Первое, что мы сделали, — это как раз попытались посчитать, сколько людей входит в аудиторию. Заказали большое исследование британской компании YouGov. Они выяснили, сколько людей играют и вообще интересуются шахматами в России, США, Индии, Германии и Англии, а потом использовали данные в качестве proxy для других шахматных стран, — таких на сегодня 204. На данный момент аудитория шахмат — 600 млн человек. Это те, кто играет и по крайней мере знает, как зовут действующего чемпиона мира» (из интервью Ильи Мерензона сайту Republic.ru)

По словам Мерензона, окончательно в компании поняли, насколько велик коммерческий потенциал шахмат, лишь после специально проведенного исследования, по итогам которого выяснилось, что около миллиарда человек по всему миру пользуются мобильными шахматными приложениями, а средний возраст людей, играющих в шахматы, за последние годы снизился с 40 до 18 лет.

В Agon решили максимально использовать такой потенциал зрительского интереса и превратили матч между Карякиным и Карлсеном в настоящее интерактивное шоу.

Где проходит матч?

Для проведения чемпионской игры был выбран Нью-Йорк. «Это знаменитости, это традиции премьер, это традиции красных дорожек. И уровень любви к шахматам со стороны ряда известных политиков, актеров, певцов, бизнесменов настолько высок, что открытие матча, надеюсь, станет событием, которого ждут, своеобразной премьерой шахмат в новом формате, в период интернет-эры», — говорил Мерензон в интервью агентству «Р-Спорт».

Место, в котором проходит матч, находится в районе South Street Seaport — на юге нижнего Ист-Сайда, в одном из самых престижных районов города. В здании Fulton Market Building специально для встречи Карлсена и Карякина был организован не только зал, в котором разыгрываются партии, но также построены телевизионные студии, открыты магазины и рестораны. Для приглашенных гостей и VIP-персон на время матча были открыты лаунж-зоны, в которых открываются панорамные виды Бруклинского моста, статуи Свободы и нью-йоркские небоскребы.

Билеты в зал, в котором играют шахматисты, разбиты на две ценовые категории — обычные стоят по $75, но в продаже их уже давно нет. Стоимость билетов VIP-категории росла по мере приближения решающих партий: один билет на девятую партию стоил $600, на десятую и одиннадцатую партии его стоимость составляла уже $900. Билетов на решающую, двенадцатую партию в продаже уже нет. Болельщикам была предложена еще одна опция — пакет билетов на все партии, кроме первой и последней, они стоили от $350 до $3 тыс.

За эти деньги зрители получили полный доступ ко всему происходящему в зале, что также выделяет матч в Нью-Йорке от прежних чемпионских игр: организаторы игр, к примеру, позволили болельщикам оставлять включенными свои мобильные телефоны, потому что оба шахматиста во время игр отделены от публики звуконепроницаемой стеклянной перегородкой.

Зрители на матче Карлсена и Карякина (Фото: Reuters/Pixstream)

Как продаются онлайн-трансляции?

Зал, в котором проходит матч Карякина и Карлсена, вмещает всего несколько сотен зрителей, поэтому главная аудитория этого события собирается в интернете. Для них и был создан сайт Worldchess.com, на котором любой желающий может оплатить доступ к трансляциям партий в реальном времени.

Минимальная стоимость подписки составляет $15 — за эти деньги пользователь получает доступ к трансляциям всех 12 партий матча за исключением тай-брейка, который будет разыгран 30 ноября в случае ничейного исхода. Трансляция матча ведется не только в привычном режиме, с множества камер, расположенных в зале, но и в виртуальной реальности с возможностью обзора в 360 градусов. При этом у зрителей есть возможность не только обсуждать ход партии друг с другом, но и слушать комментарии специально приглашенных знаменитостей, причем сразу на нескольких языках.

Более дорогие пакеты обошлись подписчикам в $45 и $99. За эти деньги можно было получить гарантированный доступ не только ко всем партиям матча Карлсен — Карякин, но и к играм следующего чемпионского цикла, который закончится в 2018 году. Премиал​​ьный пакет помимо прочего включает в себя подарочный набор, в который входят майки, коллекционные значки и очки виртуальной реальности для просмотра игры.

«После 1940-х годов шахматы оказались на острие политического противостояния времен холодной войны. Кульминация тут — 1972 год, поединок Спасского и Фишера, одно из самых популярных спортивных событий века. Уровень спонсорства там был просто зашкаливающий, как и уровень массового внимания к теме. В 1980-е окончательно наступила эра телевизора — шахматы туда не попали, поскольку не обладали необходимой для экрана зрелищностью. Но зато несколько лет назад они попали в онлайн-эру. Это произошло недавно, и мы на ходу запрыгнули в этот вагон» (из интервью Ильи Мерензона сайту Republic.ru)

Следить за матчем можно как на сайте, так и в специально выпущенном к матчу мобильном приложении. Компания прилагает максимальные усилия не только для того, чтобы сделать свою онлайн-площадку эксклюзивным поставщиком информации о ходе чемпионского матча и тем самым максимально ее монетизировать, но и предлагает зарабатывать своим партнерам на новых подписчиках по модели revenue sharing. За каждого нового пользователя, привлеченного при помощи встроенных виджетов и промокодов, они получают комиссию размером в 10% от стоимости новой подписки.

Сергей Карякин, ​Sergey Karjakin studies the board during round 8 of the World Chess Championship against Magnus Carlsen, in New York, Monday, Nov. 21, 2016 (Фото: AP Photo/Richard Drew)

Как монетизируется сервис?

По словам Мерензона, за первые восемь дней турнира на сайте Worldchess.com было оформлено более 20 тыс. подписок, причем около 15% из них составили покупки премиальных пакетов стоимостью по $45 и $99.

«Это очень большая цифра для первой попытки — модель Pay Per View в шахматах никто ранее не использовал. Пользователей очень заинтересовали такие современные элементы трансляции, как виртуальная реальность, возможность выбирать камеру просмотра, новый подход к комментариям», — рассказал он РБК.

Технологии, которые используются для организации матча в Сети, обошлись компании в значительную сумму, однако устроители матча рассматривают эти расходы как разовую инвестицию в будущие проекты. «У компании World Chess by Agon Ltd — права (на проведение чемпионских матчей. — РБК) на много лет, так что часть затрат, например, инвестиции в технологическую платформу, студию, модель Pay Per View, трансляцию 360 градусов, мы сделали долгосрочно и сможем их использовать в следующих циклах чемпионатов мира», — говорит Мерензон.

Кроме организации трансляций в Сети Agon занимается и продажей телевизионных прав. Наибольший интерес к показу матча Карлсен — Карякин проявили, разумеется, российские и норвежские телевизионщики. При этом если в России организацией трансляций занимается специализированный спортивный медиахолдинг «Матч-ТВ», то в Норвегии права были проданы главной государственной телекомпании NRK. «С ними менее года назад была заключена крупнейшая сделка в истории шахмат — долгосрочный контакт примерно на $2 млн», — сказал Мерензон РБК.

Каковы расходы на проведение матча?

Общие затраты на проведение матча составили около $7 млн, рассказал Мерензон РБК. По его словам, эти расходы включают в себя призовой фонд и обязательные сборы FIDE, расходы на площадку и застройку, проживание команд в гостиницах, трансляции, расходы на безопасность, организацию трансляций и транспорта. Доля призового фонда и выплат международной федерации суммарно составят около $2 млн.

Размер призовых, которые разыгрывают Карякин с Карлсеном, далек от рекордного в истории чемпионских матчей — он составляет €1 млн ($1,1 млн). Победитель матча получит 60% этой суммы, а в том случае если судьба встречи решится в серии дополнительных блиц-партий, эта доля упадет до 55%.

По данным chess.com, рекордный призовой фонд имел чемпионский матч индийца Вишванатана Ананда и болгарина Веселина Топалова в 2010 году — $2,8 млн, минимальный — матч Тиграна Петросяна и Бориса Спасского в 1966 году — всего $2 тыс. Первый чемпионский матч прошел в 1886 году в США, в нем Вильгельм Стейниц и Иоганн Цукерторт разыграли £800 (по данным онлайн-калькулятора measuringworth.com, с учетом инфляции в настоящее время это составило бы $114,5 тыс.)

Гроссмейстер Магнус Карлсен в восьмой партии матча за звание чемпиона мира 2016 года в Нью-Йорке (Фото: Richard Drew/АР)

Каковы аудитория матча и доходы компании?

Говоря о размере аудитории чемпионского матча, Мерензон говорит об 1 млрд человек — по его словам, именно такое количество людей по всему миру «каким-то образом столкнулось с освещением матча».

Речь идет как о трансляциях в интернете и на телевидении, так и о печатной прессе. «В США не было федеральной газеты, которая бы не осветила матч на первой странице. Также огромное освещение в России, Норвегии, Германии, Испании, Франции», — говорит Мерензон.

При этом общая аудитория тех, кто непосредственно следит за турниром в реальном времени, составляет примерно 55 млн человек. Такой результат, по его словам, складывается из данных медиапартнеров организации и количества просмотров онлайн-трансляций.

«Аудитория шахмат сравнима с аудиторией Facebook. Для того чтобы компания и спорт в целом достигли этого уровня, необходимы инвестиции, которые мы проводим в первую очередь в технологии, в маркетинг, в развитие бизнеса. В планах — офлайн-клубы для взрослых, корпоративные решения и главное — развитие трансляции шахмат. Это идеальный спорт для эпохи смартфонов», — говорит Мерензон.

Глава Agon не скрывает, что,​ несмотря на очень активную работу по продвижению в медиа и монетизации онлайн-трансляций, более половины доходов компании во время матча все же приходятся на спонсорские контракты. На развитие отношений со спонсорами делается большая ставка, и выбор места проведения в данном случае совершенно не случаен.

«У нас большие планы на развитие спонсорского блока, и для этого мы и проводим матч в Нью-Йорке — для нас и для спорта это, по сути, презентация в своем новом, современном виде», — говорит Мерензон.

Называть сумму доходов, которые компания планирует получить от организации матча Карякин — Карлсен, Мерензон не стал. На данном этапе, видимо, для компании это не самое главное — она может позволить себе заниматься вложением средств в сам проект по раскрутке шахматных соревнований топ-уровня. Время у нее еще есть — соглашение Agon с FIDE предполагает, что эксклюзивные права на организацию этих турниров принадлежат компании до 2022 года, после чего у нее будет возможность продлить действие контракта. К этому моменту в Agon, видимо, уже будут понимать, насколько успешной оказалась ее идея заработать на шахматах.

При участии Алены Махуковой

Pro
Почему в Беларуси снова хотят сделать калий дорогим
Pro
Как снизить налоговую нагрузку в 2025 году
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
США усиливают санкции против китайского бизнеса с Россией. Где выход
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России