Общество, 25 дек 2013, 01:04

Под рукой рецидивиста

Читать в полной версии
Фото: ЕРА

В Министерстве юстиции придумали, как выкрутиться из ситуации со строительством исправительных центров, в которых будут проживать преступники, приговоренные судом к принудительным работам. Начало применения данного вида наказания уже несколько раз откладывалось как раз из-за отсутствия исправцентров. Чиновники решили строить (а где-то пристраивать либо выделять действующие бараки) такие центры прямо на территории действующих колоний. Таким образом, мелкие хулиганы станут отбывать наказание бок о бок с убийцами, насильниками и рецидивистами.

Министерство юстиции развернет при колониях сеть центров, где осужденные через несколько лет начнут отбывать новое наказание — аналог советской «химии». В Уголовном кодексе такое наказание уже есть — это принудительные работы. Приговаривать к ним российские судьи должны были начать с 1 января 2014 года, но из-за неготовности исправительных центров, где станут проживать осужденные работники, этот срок был отодвинут на три года — до 2017-го.

Изначально исправительные центры планировалось разместить в специально созданных обособленных рабочих поселках. До 2020 года должны были появиться 150 таких поселковых центров на 30 тыс. осужденных трудяг. Затем предполагалось развернуть восемь крупных исправительных центров, по одному в каждом федеральном округе. Была и идея — разворачивать временные поселки при строительстве крупных объектов. Первые две задумки сорвались из-за дороговизны строительства, Минюст не нашел необходимых средств, а идея исправительных «времянок» не получила поддер­жки наверху. В правительстве не захотели доверять строительство важных гособъектов преступившим закон.

На днях решение было найдено. В Минюсте решили пойти по самому экономному пути: «изолированные участки, функционирующие как исправительные центры», согласно свежему проекту приказа, появятся прямо при колониях. В частности, такой центр пристроят к колонии в Краснокаменске, в которой ранее отбывал срок освобожденный в минувшую пятницу Михаил Ходорковский. Осужденные к принудительным работам станут работать там на швейном производстве, а также изготавливать стройматериалы. По сути, отличаться от обычных заключенных современные «химики» станут только условиями проживания. После работы у них не будет ужина по расписанию, вечерних поверок и отбоя. Они станут жить по условиям общежития, которое, правда, нельзя будет покидать.

При этом коммунальные услуги и питание в исправительных центрах такие осужденные станут оплачивать из своего кармана. На днях Белый дом одобрил законопроект, регулирующий порядок возмещения осужденными расходов на их содержание. Оплата коммуналки и еды за счет бюджета будет организована только для совсем неимущих.

Принудительные работы будут назначаться, в частности, для владельцев «резиновых» квартир, для «телефонных террористов», сбытчиков ртути и других ядовитых веществ, для осужденных по статьям «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии», «Мошенничество в сфере кредитования» и многим другим.

Экс-председатель Общественной наблюдательной комиссии Москвы Валерий Борщев удивлен решению Минюста. «Отправляя осужденных к принудительным работам на территорию колоний, власти еще больше раздувают дефицит рабочих мест в исправительных учреждениях, поскольку у нас сегодня только 30% заключенных обеспечены работой. И откуда возьмется работа для новых осужденных, непонятно», — отметил правозащитник.

По мнению г-на Борщева, принудительные работы надо организовывать на важных стройках, там, где работают вольные и где можно заработать достойные деньги.

Руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков и вовсе не видит острой необходимости в появлении еще одного вида наказания. «До 2017 года еще все может измениться, не факт, что исправительные центры смогут организовать при колониях — эта инициатива очень ресурсоемка, и ее реализация будет полностью зависеть от экономической ситуации в стране. В целом же то, что трудяги будут жить по-соседству с обычными заключенными, г-н Чиков ничего страшного не видит. «И теми и теми все равно занимается ФСИН», — отметил он.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков