Общество, 26 янв 2015, 00:25

Четыре плана для России

Читать в полной версии

Правительство определилось с источниками финансирования антикризисного плана стоимостью более 1,5 трлн руб. Живых денег из бюджета потребуется не больше 480 млрд руб., остальное – средства ФНБ, госгарантии и другие источники. За тем, как план будет исполняться, проследит возрождаемая антикризисная комиссия.

Где взять деньги

Общая стоимость антикризисного плана правительства к концу прошлой недели сократилась на 134 млрд руб. по сравнению с вариантом, который был представлен в среду президенту, рассказали РБК два источника в правительстве, знакомые с ходом обсуждения проблемы в Кремле и Белом доме. Теперь цена вопроса, за исключением денег, выделенных АСВ на докапитализацию банков (см. с. 16 ), составляет 1,58  трлн руб. Сокращение в основном вызвано уменьшением с 250 млрд до 160 млрд руб. бюджетных кредитов регионам.

В пятницу на совещании у премьер-министра правительство решало, откуда взять деньги на реализацию плана. Федеральному бюджету он обойдется в 2015 году в 480 млрд руб. Эти деньги правительство может взять из экономии, которая образовалась после того, как в начале года лимиты бюджетополучателям были сокращены на 10%, объясняет источник в финансово-экономическом блоке правительства. В реальном выражении экономия составляет около 900 млрд руб., частично эти деньги были направлены на докапитализацию ВЭБа.

Из ФНБ правительство собирается взять 550 млрд руб., остальные источники – ОФЗ, госгарантии и бюджетные кредиты (см. таблицу).После серии совещаний премьер-министра с отраслевыми ведомствами на прошлой неделе и встречи 21 января у Владимира Путина правительство рассчитало также три менее затратных варианта плана. От выбора будет зависеть итоговая цена кризиса в 2015 году. В каждом из них неизменной сохраняется лишь сумма, которую планируют потратить из ФНБ.

Второй по дороговизне вариант оценивается в 1476,2 млрд руб. В нем предлагается отказаться от части неподтвержденных предложений Минпромторга и Минсельхоза на сумму чуть более 100 млрд руб. За счет этого сократится прямое финансирование из бюджета.

Однако Минфин считает, что ситуация в экономике может ухудшиться настолько, что расходы бюджета придется сокращать более чем на 10%, объясняет чиновник финансово-экономического блока. Поэтому было подготовлено еще два варианта – они как раз учитывают эти опасения Минфина, поясняет другой источник, знакомый с ходом обсуждения проблемы на совещании у Медведева.

Экономный третий вариант в целом оценивается в 970,7 млрд руб., говорит чиновник. В нем предлагается не ограничиваться отказом от предложений Минпромторга и Минсельхоза. Деньги не предусмотрены на докапитализацию АИЖК и поддержку регионов бюджетными кредитами. Этот же вариант предлагает правительству отказаться и от дополнительной индексации страховой пенсии по фактической инфляции на 188 млрд руб.

Самый жесткий вариант плана предусматривает дополнительное существенное сокращение действующих расходов бюджета на социальную сферу. Если выбор остановится на нем, придется отказаться от индексации с 1 октября 2015 года на 5,5% зарплат госслужащих и денежного довольствия силовикам, а также зарплат бюджетников. Программа по переселению граждан из аварийного жилья будет прекращена. Общая оценка дополнительной экономии для бюджета по социальным статьям оценена в 126,3 млрд руб. на 2015 год.

Подарок бизнесу

Антикризисный план учитывает не только меры, предложенные отраслевыми министерствами, но и предложения по поддержке малого и среднего бизнеса, выполнение которых считает приоритетным глава Минэкономики Алексей Улюкаев, рассказывает правительственный чиновник. Положительный эффект от них для экономики правительство оценило в 1327 млрд руб., рассказывают чиновники, знакомые с содержанием входящих в план мер либерализации.

Одно из самых приятных для бизнеса предложений – увеличить критерии для отнесения к малому бизнесу. Предприятия, которые считаются крупными, смогут перейти в категорию средних (объем выручки до 5 млрд руб. вместо 1 млрд), средние – стать малыми (до 1 млрд руб. вместо 400 млн), малые – микропредприятиями (до 200 млн руб. против 60 млн). Это позволит бизнесу претендовать на более широкие льготы, чем раньше.

Малые предприятия, в том числе только созданные, Минэкономразвития предлагает временно избавить от проверок с помощью моратория – до внедрения нового риск-ориентированного подхода. По задумке чиновников, они также смогут воспользоваться расширенным доступом к госзакупкам и новыми мерами поддержки инновационных предприятий. Также предлагается снизить для «малышей» антимонопольный контроль.

Малому бизнесу Минэкономразвития предлагает широкий спектр налоговых послаблений. Одно из них – снижение нагрузки по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и стоимости патента с помощью уменьшения специальных коэффициентов-дефляторов до 1 против 1,8 по ЕНВД и 1,2 по патенту.

Кроме того, предлагается отменить обязанность «малышей» платить имущественный налог, вмененный им с этого года в дополнение к упрощенной системе и ЕНВД. Саму упрощенку также предлагается расширить, разрешив применять ее организациям с доходом до 250 млн руб. (сейчас предельная планка – 60 млн руб.). А регионам дополнительно могут дать возможность снижать ставку УСН до 1% (сейчас 6%) и ЕНВД – до 7,5% (сейчас 15%).

Один из самых знаковых законов 2014 года, повышающих нагрузку на бизнес, – о так называемых муниципальных или торговых сборах, предлагается заморозить до 1 января 2017 года. Пока вводить сборы собирается только Москва, но это вызвало негативный отклик, поэтому приостановление их в кризис подаст бизнесу хороший сигнал о намерениях властей, рассчитывают авторы предложений.

Большинство этих идей появилось из антикризисного пакета «Опоры России», говорит член правления организации Алексей Небольсин, который их поддерживает. Меры были собраны у бизнеса на различных встречах, подтверждает председатель комитета по налогам «Деловой России» Марина Зай­кова. «Но это точечные меры, а сейчас сработают только кардинальные вещи. Например, для отечественных производителей снижение НДС до 12% будет серьезным сигналом», – отмечает она.

Смотрящие за кризисом

Правительственные источники рассказали РБК, что обсуждение плана продолжится у премьер-министра в понедельник утром. В тот же день вечером Медведева и его министров ждут с докладом у Путина. После того как план будет одобрен, следить за его исполнением будет вновь создаваемая в России антикризисная комиссия. Она действовала в кризис 2008–2009 годов и была признана эффективной.

Необходимость возобновления ее работы глава комиссии, первый вице-премьер Игорь Шувалов объяснил тем, что сегодня «сложность значительно больше», чем в кризис 2008–2009 годов. «Внешне проявления мы наблюдаем такие, как будто это мягче, чем 2009 год. Но это только кажущаяся легкость. На самом деле по глубине и по сложности мне кажется, что мы уже год находимся в состоянии, когда мы входим в более затяжной и сложный кризис», – сказал он РБК.

По его словам, в состав комиссии в этом году планируется включить представителей Госдумы и Совета Федерации. Сейчас в ее состав входят помощник президента Андрей Белоусов, вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Банка России Эльвира Набиуллина, глава Минпромторга Денис Мантуров, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, глава Минтруда Максим Топилин.

Кроме того, в комиссию войдет глава Сбербанка Герман Греф, говорил ранее на Всемирном экономическом форуме в Давосе Шувалов. Источник в правительстве добавляет, что в нее приглашены также глава ВТБ Андрей Костин, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, а также представители экспертного сообщества – в частности, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Экс-глава Минфина Алексей Кудрин будет сотрудничать с комиссией как эксперт, говорил Шувалов.

С 2008 года в бюджет ежегодно закладывались деньги на такие антикризисные мероприятия, как переобучение, помощь с переездом, микрофинансовая поддержка, направленная на стимулирование самозанятости, перечисляет представитель Шувалова. По его словам, программы, на которые выделялось финансирование с 2008 года, «где-то использовались, где-то нет». Поэтому определенная сумма на точечную поддержку сейчас уже есть – порядка 5 млрд руб.

Особенность работы вновь создаваемой комиссии – действовать она будет ситуационно и более точечно, чем это было в кризис 2008–2009 годов, говорит представитель Шувалова. «Все инструменты известны», – сказал он, добавив, что главный вопрос: какие из них понадобится применять в зависимости от складывающейся ситуации – «это работа в режиме «если».

Гипотетические сценарии развития событий рассматривались, продолжает представитель вице-премьера. Обсуждался в том числе и стресс-сценарий. Именно к нему относилось предложение Шувалова «готовиться к тому, что люди будут выходить на рынок как безработные», уточнил представитель первого вице-премьера. Адресовалось оно не населению, а чиновникам – чтобы были готовы к различным вариантам, подчеркнул он.

Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова отказалась комментировать РБК варианты плана до его представления президенту. Представитель Минэкономразвития не комментирует пакет мер по либерализации.

Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику