Общество, 26 янв 2016, 00:25

Что регионы получат вместо денег

Читать в полной версии
Фото: «РИА Новости»

В обмен на сокращение финансирования из центра регионы вряд ли получат больше свободы. Наоборот, на региональные власти переложат ответственность за непопулярные решения и объявят виноватыми во всем.

Привыкание к дефициту

Ухудшение экономической ситуации в России стимулирует апокалиптические прогнозы. Основания для них, безусловно, есть: дефицит федерального бюджета за 2015 год составил почти 2 трлн руб. Риски для регионов возрастают, особенно для тех, кто сильнее зависит от трансфертов из федерального бюджета. В 2015 году трансферты регионам сократились на 3% в номинальном выражении. Хотя не все так плохо: в законе «О федеральном бюджете на 2015 год...» было записано сокращение трансфертов более чем на 12%, а получилось намного меньше. И это хорошая новость: Минфин адекватно оценивает риски дестабилизации бюджетов регионов и пытается их купировать.

Падение нефтяных цен и рубля в конце 2015-го и начале 2016 года выглядит страшным, но для регионов проблемы начались гораздо раньше. Дефицит бюджетов для регионов — уже привычное состояние. В 2013 году он был у 77 субъектов РФ, в 2014-м — у 75, а в 2015 году — у 76. Добавим оптимизма: суммарный дефицит бюджетов регионов уменьшился с 642 млрд руб. в 2013 году до 469 млрд руб. (без учета Крыма) в 2014 году и до 191 млрд руб. в 2015 году. Это означает, что регионы постепенно адаптируются к новой реальности. Способы адаптации разные: и рубка расходов (в 2015 году их сократили 33 региона), в том числе социальных, и наращивание долгов. По данным на начало декабря 2015 года, суммарный долг регионов и муниципалитетов превысил 2,5 трлн руб., и это треть от их собственных доходов без учета трансфертов.

Возврат в 1990-е?

Кризис нарастает, в этом нет сомнений. Как оценивать его перспективы? Мы привыкли мыслить историческими аналогиями, поэтому многие ожидают возврата 1990-х годов с их нестабильностью и ослаблением центральной власти. С одной стороны, это правильно: если нет денег, то дайте хотя бы свободу, чтобы каждый регион выкручивался как может. С другой стороны, в одну и ту же реку нельзя войти дважды: старые схемы не работают. У регионов давно нет свободы маневра, вертикаль власти с карающей дланью прокуратуры никому не дает спуску. Силовикам нужно и кушать, и доказывать свою незаменимость верховной власти. Интересы этой «скрепы» будут всячески тормозить децентрализацию. Но адаптироваться к новой нормальности придется. Вопрос — как?

Ответ уже прорисовывается. Именно на регионы сброшена тяжесть решений по оптимизации расходов на социальные цели, которые составляют 2/3 всех расходов консолидированных бюджетов регионов. Статистика подтверждает этот тренд. По данным за январь—октябрь 2015 года, номинальные расходы на общее образование (школы) не изменились, выросли только расходы на дошкольное образование за счет строительства детских садов. При этом сокращение расходов на образование произошло в 41 регионе. Расходы на стационарную медицинскую помощь, то есть больницы, сократились на 12%, на амбулаторную, то есть поликлиники, — на 5%. Расходы на культуру сократились на 2% — сокращение произошло в 42 регионах. С некоторым запозданием идет оптимизация расходов на социальную защиту населения, властям регионов приходится самостоятельно определять критерии нуждаемости и адресности, чтобы сократить и число получателей пособий, и объем выплат.

Если оптимизация будет сделана неправильно, ждите прокуратуру. Немногим регионам удастся пройти между Сциллой необходимости секвестра расходов и Харибдой бдительного ока силовиков. А тут еще и протесты населения в виде третьего вектора, делающего картину объемной и еще более проблемной. В общем, будет нескучно, но региональные власти в любом случае будут первыми при раздаче оплеух. Царь хороший, а виноваты всегда бояре.

Специфическая децентрализация

В ближайшие год-два мы увидим децентрализацию и даже, не побоюсь этого слова, федерализацию, но очень специфическую. Ответственность за принятие непопулярных решений будет перекладываться на региональные власти. В случае роста напряженности федеральный центр именно их назначит виноватыми за «перегибы на местах», что уже не раз бывало в российской истории.

Это означает, что губернаторам и их управленческим командам придется играть по правилам системы, пока она не изменилась. Не нужно бежать впереди паровоза, даже если в бюджете региона большая дыра. Не стоит принимать региональные законы, ограничивающие круг получателей социальной помощи критериями нуждаемости, к вам может прийти прокуратура. Усиливайте свои лоббистские возможности, чтобы выбить больше трансфертов. И вообще, лучше угождать и ждать развязки, ведь инициатива наказуема. Но если игры по этим правилам будут продолжаться, реализуется самый тяжелый прогноз для страны — деградация. Проблема не в рисках децентрализации — хватит уже их бояться, — а в тяжелых дефектах современных российских институтов и мотиваций элиты, приводящих к управленческому бессилию всей вертикали.

Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая