Общество, 26 янв 2022, 07:53

Суд в Москве принял решение по пролежавшим 23 года в запасниках изумрудам

Партия изумрудов и бериллов стоимостью не менее 15 млн руб. была изъята в 1998 году и с тех пор находилась у МВД. Никто не заявил о своих правах на камни, поэтому суд обратил их в доход государства
Читать в полной версии
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Хамовнический суд Москвы по представлению Генпрокуратуры признал бесхозными и обратил в доход государства изумруды и бериллы, изъятые МВД в 1998 году, пишет «Коммерсантъ». По нынешним расценкам стоимость камней составляет от 15 млн до 40 млн руб.

1630 изумрудов общей массой 622,33 карата и 573 берилла массой 91,45 карата были изъяты в офисе концерна «Столица» в ноябре 1998 года в рамках дела об особо крупном хищении средств Фонда общественной защиты гражданских прав. По нему был вынесен обвинительный приговор, но изумруды в материалы уголовного дела не внесли и на экспертизу не отдали.

Представитель Генпрокуратуры в суде отметил, что с тех пор «никто не заявил о своих правах на ценности» и у вещдока есть «все признаки бесхозной вещи», а значит он должен быть национализирован. Представитель МВД против такого решения не возразил. Судья Яна Шемякина заключила, что установить собственника изумрудов теперь невозможно: концерн «Столица» закрыт, а материалы уголовных дел 1990-х уничтожены по истечении срока хранения.

«Столицу», которая занималась принудительным взысканием долгов, а также «одноименное общество защиты прав потребителей» для выявления нарушений в магазинах и акционерный коммерческий банк «Ходынка» в 1993 году открыл бизнесмен из Дагестана Зиявдин Аджиев. Вскоре в МВД заподозрили, что концерн присваивал полученные от должников средства, общество защиты прав потребителей вымогало деньги у владельцев магазинов, а банк нарушал законы и обязательства перед кредиторами и вкладчиками. К 1998 году все три компании были закрыты, а их основатель арестован по обвинению в особо крупных хищениях и организации преступного сообщества.

Летом 2000 года родственники Аджиева пообещали в обмен на его освобождение выкупить у чеченских боевиков двоих пленных российских солдат-срочников. После того как это обещание было выполнено, комиссия по военнопленным при президенте добилась прекращения уголовного дела в отношении бизнесмена. Тот после освобождения возглавил в Ивановской области ОАО «Кинешма Машиностроительный завод», которое впоследствии обанкротилось. Летом 2021 года суд привлек Аджиева и двух его компаньонов к субсидиарной ответственности по долгам предприятия.

Близкий к расследованию деятельности «Столицы» источник рассказал «Коммерсанту», что Аджиев мог бы теоретически претендовать на изумруды, но в этом не было бы смысла. Не вспомнил о драгоценностях и директор ювелирного завода, который оплатил ими коллекторские услуги.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Это как болезнь». Как санкции против Газпромбанка повлияют на инфляцию
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Теория мертвого интернета. Почему боты вытеснили из Сети живых людей
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы