В России растут продажи электрогитар
Но едва ли этот процесс вернет России славу, добытую великими русскими композиторами и музыкантами – очевидно, что классическая музыка нуждается в поддержке системы музыкального образования, а вовсе не в гаражных кооперативах.
"По нашим оценкам, рынок музыкальных инструментов составляет на сегодня приблизительно 18-20 млрд рублей, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор сети "Музторг" Владимир Маркович. – В последнее время происходит расширение аудитории. Годовой рост рынка составляет около 20-30%".
По данным экспертов, аудитория российских музыкальных магазинов – 1-3% жителей крупных городов, когда в США в каждой четвертой семье по 2 и более музыкантов. "Но гаражная рокерская культура и в России становится модной, – считает В.Маркович. – 65-75% наших покупателей – это молодые люди до 25 лет. Также бизнесмены, получившие в детстве музыкальное образование. Теперь они могут себе позволить дома и записывающие студии от 1 млн рублей и т.д.".
Инсталляция гаражной культуры подтверждается и продажами в музыкальных магазинах: прежде всего, как и во всем мире, востребовано гитарное оборудование – 35-37% продаж, по 10-12% занимают такие группы товаров как барабаны, микрофоны и клавишные инструменты. В последние годы с 2 до 4% выросли продажи оборудования для диджеев, – перечисляет В.Маркович.
К слову, ценовая вилка в гитарном отделе – 3-250 тысяч рублей, для барабанных установок – 11-105 тысяч рублей и т.д. Особая статья в доходах музыкальных магазинов – оборудование для концертных компаний и ночных клубов (для его демонстрации супермаркеты оснащаются специальными шоу-румами) и т.п.
Открытие музыкального магазина в зависимости от емоксти целевого рынка потребует инвестиций только во внеоборотные активы, без учета стоимости товара – от 3 до 10 млн рублей, которые окупаются в срок от 2 до 4 лет. Как правило, розничная торговля вырастает из бизнеса дистрибуторских компаний: ведь дистрибуторы зачастую обладают эксклюзивными договоренностями на распространения товаров того или иного бренда. И этот факт, кстати, приводит к необоснованному задиранию цен на некоторые продукты, – отмечает В.Маркович. Но в тоже время и конкуренция между сетями музыкальных магазинов зиждется на различном доступе к тем или иным брендам, также как и на уровне обслуживания (наличие шоу-румов, квалификация продавцов и т.д.).
Сегодня между крупными сетевыми компаниями поделено 50% рынка музыкальных товаров: "Мир музыки", "Музыкальный арсенал", "Азия трейд", "Музторг" каждый год открывают по 1-4 новых магазина. Но оставшиеся 50% - это "делянка" региональных игроков, а также интернет-магазинов. Освоение регионов и вытеснение местных конкурентов – главная цель сетевиков. При этом говорить о жесткой конкуренции сегодня вовсе не приходится – рынок даже в Москве далек от насыщения, – считают специалисты.
Неудивительно, что многие сетевые компании прибегают даже к облигационному займу, чтобы закрепиться на этом рынке. Но куда любопытнее такой инструмент продвижения как endorsement: бесплатная аренда музыкальных инструментов известными музыкантами в целях рекламы определенных марок. Наиболее востребованы в этом смысле, по словам В.Марковича, Земфира, "Би-2", "Ария", "Король и Шут" – таковы пристрастия целевой аудитории (молодые люди до 25 лет) сетевых музыкальных салонов.
Остается добавить, что большая часть музыкальных инструментов, реализуемых в России, изготовляется за рубежом: главным образом, в Чехии, Германии, Японии и США. Импорт в 1997г. в 10 раз превысил экспорт, с тех пор импорт стабильно опережает экспорт, хотя этот разрыв и сократился, утверждают эксперты. В основном Россия экспортирует фортепиано, производство которого составляет 2/3 в стоимостном выражении во всем российском производстве музыкальных инструментов.