За недостатком финансирования дороги в РФ исчезают
Хотя финансирование дорожного хозяйства год от года растет (150 млрд рублей в 2007г. против 116 млрд рублей в 2006г.), "дорожных бюджетов" едва хватает на латание дыр, объясняют эксперты. Как рассказал в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" президент Ассоциации дорожников Москвы Леонид Хованский, доля финансирования дорог в ВВП России всего 1% – меньше, чем в Монголии.
Но и частно-государственное партнерство (ЧГП) в отрасли, похоже, не принесет много плодов: проекты строительства платных трасс требуют слишком больших вложений, а сроки их окупаемости пугают инвесторов. Кроме того, опыт США и Европы говорит о том, что доля платных дорог занимает в общей дорожной сети не более 2%.
Напомним, закон о платных дорогах уже одобрен правительством и внесен в Госдуму – правда, эксперты расходятся с оценкой доли государства в ЧГП по их строительству. Одни считают, что достаточно 50% государственных вложений. А по мнению гендиректора компании "Асдор" Александра Макеева, для привлечения частного капитала государству необходимо будет обеспечить как минимум 70%.
Но мало того, что расходы на дороги в РФ меньше, чем в Монголии, - участники рынка сомневаются и в качестве расходования этих средств. По словам гендиректора ООО "Трансстройсервис" Петра Шкатулова, закон №94-ФЗ (о госзаказе) допускает к участию в тендерах даже такие организации, которые не имеют ни собственных мощностей, ни репутации. Занижая стоимость проектов и предоставляя гарантии на 8 лет, компании такого рода коррумпировали чиновничество, считает эксперт.
"В дорожном строительстве никогда не было рентабельности выше 15%. Как можно снизить цену на 20-30%?" – соглашается Л.Хованский. Таким образом, 94-ФЗ нуждается в редакции, соглашаются эксперты, - либо за счет возвращения института предквалификации компаний - участников тендеров, либо за счет ужесточения требований к их проектным документациям.
Следствием хронического недофинансирования и коррупции стало также распространение "косметических" технологий, когда ремонтируется лишь верхний слой дорожного покрытия (без учета фактического состояния всей конструкции, толщина которой может достигать и 80 см). Однако «косметика» держится не более двух лет и, по сути, не решает проблемы.
Затраты на косметический ремонт составляют 30% от затрат на ремонт капитальный. "И при том ограничении средств, которое есть сегодня, другого способа придумать нельзя", – пытается найти объяснение Л.Хованский. В то же время межремонтные сроки сокращаются. "Это или коррупция, или идиотизм", – считает А.Макеев.
"Интенсивность движения по МКАД – 50 тысяч автомобилей на полосу в сутки, – объясняет А.Макеев. – За два года полностью стирается покрытие. И давать гарантийные сроки на 6-8 лет могут только те компании, которые явно не хотят участвовать в дорожном строительстве, исчезая через 2-3 года".
Тем временем исчезает и дорожная сеть страны. Разбитыми скоро окажутся дороги даже в Москве, предупреждают дорожники. И даже в столице, где, казалось бы, уровень доходов населения позволяет рассчитывать на окупаемость проектов платных дорог, ЧГП едва ли возможно. "Чтобы снять плату, надо остановить движение – организовать пункты пропуска транспорта. Будут заторы, пробки", – говорит Л.Хованский.
Так что остается рассчитывать только на увеличение государственного финансирования, о чем, по словам П.Шкатулова, уже второй год "идут разговоры".
Остается добавить, что общая протяженность автомобильных дорог в России составляет 899 тысяч км при потребности в 1,5 млн км. Плотность автодорог на тысячу жителей составляет 5,3 км (для сравнения, во Франции – 15, в США – 22). Около 1/3 населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием.
По официальным данным, убытки от бездорожья превышают 500 млрд рублей в год: оно тормозит развитие фактически всех отраслей экономики (например, транспортная составляющая в цене сельхозпродукции в России достигает 40%, когда в Германии – 12%). Парадоксально, но на фоне растущей автомобилизации пропускная способность российских дорог с каждым годом только уменьшается.