Общество, 26 мая 2006, 15:14

Иностранцы скупают коммерческую недвижимость в России

Несмотря на значительную динамику роста рынка коммерческой недвижимости в течение последних двух-трех лет, иностранные предприниматели сталкиваются с недостатком торговых, офисных, логистических и иных площадей. По оценке западных девелоперов, сегодня иностранные сетевые компании не видят многообразия возможностей выхода на российский рынок, что связано с отсутствием предложений и высококачественных продуктов, соответствующих их требованиям и запросам. Поэтому часть иностранцев, ради быстрого выхода на рынок, готовы покупать то, что на сегодняшний день существует только в планах, проектах. В подобные схемы готовы вложиться ряд немецких и английских компаний, а также два-три ирландских «олигарха», сообщил телеканалу РБК в программе «Недвижимость» генеральный директор московского представительства компании DTZ Дэвид О`Хара.
Читать в полной версии

Суммы инвестиций могут достигать 0,5 млрд евро и больше. Многое будет зависеть от того, насколько продавец способен удовлетворить запросы покупателя. Первой достаточно успешной сделкой по такой схеме можно считать приобретение британским фондом Raven логистического парка «Крекшино» в Подмосковье в 2005 году, где на момент соглашения была готова только треть площадей – 33 тыс. кв. м. из 115 тыс. кв м. Касательно «ирландской волны», пока известно об одном возможном проекте – интересе Шона Куинна, миллиардера с «зеленого острова» и владельца концерна Quinn Group, к приобретению недвижимости в ТЦ «Глобал Сити» на юге Москвы. Интерес для него, как оценивают наблюдатели, представляют не столько работающие торговые площади общим объемом около 16 тыс. кв. м., сколько строящаяся рядом вторая часть торгового центра – 43 тыс. кв. м.

К достаточно рискованным сделкам иностранцев подталкивает, прежде всего, нынешнее бурное развитие потребительского рынка, на который и ориентирована большая часть приходящих предпринимателей. Но они настроены получать доходность сейчас, а не через пять лет, когда розничный рынок насытится и бум ритейла, скорее всего, может пойти на спад. По словам управляющего директора Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олега Войцеховского, на 2004 год Россия была самой привлекательной страной для развития розницы, а следовательно, развития недвижимости под торговлю, но уже тогда стало заметно, что западные сетевики как-то неохотно озвучивают свои планы о «заходе» в Россию. То есть все сливки с рынка, естественно, были уже сняты, места заняты, а новое развитие очень тяжелое, цена выхода на рынок очень сильно увеличилась, причем не только в Москве, но и в ведущих регионах. Поэтому вполне закономерно, считает эксперт, что по освоению рынка Россия сместилась на второе место, и это смещение продолжится. Также, по оценке экспертов, сложность представляет и то, что у российских владельцев продаваемых зданий чаще всего достаточно собственных средств, и они не ищут дополнительных инвестиций, чтобы заканчивать проекты или развивать новые.

Подогревают страсти, подталкивая к быстрым продажам, и прогнозы о коррекции цен на аренду коммерческой недвижимости, вызванные насыщением спроса. Поэтому конкуренция между российскими девелоперами и иностранными фондами зачастую идет не в пользу последних. Но не все эксперты смотрят столь мрачно на перспективу привлечения западных инвестиций в высокодоходный сектор. Среди тех, кто «не сдается», можно назвать фонды Fleming Family & Partners Russia Real Estate Ltd., GE Capital, AIG Global Real Estate Investment и некоторые другие, активно ищущие покупок. Кроме возможности «застолбить» участки в растущей российской экономике, иностранных инвесторов привлекает высокая рентабельность от аренды качественной коммерческой недвижимости. Так, скажем, годовые арендные ставки элитных офисов в Лондоне и в Москве находятся в соотношение 5% к 11%. Это привлекательные ставки по сравнению даже с Восточной Европой, так как в Праге, Варшаве или Будапеште они составляют в среднем 6-7% годовых.

Инвесторы не делают большого различия между офисной, торговой или складской недвижимостью. Они покупают само здание, но самое важное - покупают договоры аренды, и зарубежные девелоперы говорят, что для них это самая важная часть инвестиций. Причем цены на коммерческую недвижимость, прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах, не растут столь безумными темпами, как цены на жилье, хотя этот сегмент рынка тоже не обойден их вниманием. Правда, они не рискуют вкладываться в капитальное жилищное строительство, а ограничиваются дорогими квартирами и таун-хаусами. «Иностранцы не занимаются массовым жильем – это очень специфический бизнес, который мы не понимаем, - говорит президент компании GVA Sawyer Кэмерон Сойер. - Мы занимаемся элитным жильем, потому что у нас есть что добавить к рынку – западный опыт, соответствующие инвестиции».

На привлечение в коммерческую недвижимость иноинвестиций благотворно влияет российская «география» - неохваченность регионов, прежде всего городов с числом жителей более миллиона человек. Среди них Новосибирск, Ростов, Самара, Екатеринбург, Казань, Краснодар и некоторые другие. Здесь каждый проект инвесторы рассматривают индивидуально, так как существуют разные подходы, разные администрации, разная система отвода земельных участков. Не всем понятна разрешительная процедура, которая не менее сложная, чем в Нью-Йорке или Лондоне, но менее прозрачная. Иностранные эксперты, вслед за многими российскими специалистами, не согласны с прогнозами перенасыщения рынка коммерческой недвижимости в РФ и, как следствие, резким падением цен и арендных ставок. Дефицит останется, а коррекция если произойдет, то незначительная. Так, Дэвид О`Хара считает, что до 2008 года ставки аренды будут в пределах 8%, как в Бухаресте, но что произойдет после президентских выборов - предсказать не берется.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам