В московском нотариате разгорелся предвыборный скандал
Первое собрание, на котором московские нотариусы планировали избрать президента МГНП, состоялось 10 марта. В тот день в двух турах выборов победитель так и не был определен, и голосование отсрочили более чем на месяц. На следующем собрании, 18 апреля, в присутствии 630 членов палаты из 667 нотариусов удалось определить лишь основных кандидатов на пост президента. Они вышли во второй тур, но необходимого для избрания квалификационного большинства в 322 голоса никто из пары кандидатов так и не смог получить. Следующий этап выборов планируется провести 8 июня.
Фактически палата разделилась на две группы: одни выступают за нынешнего руководителя МГНП Василия Ралько, другие за его давнего оппонента Константина Корсика. В.Ралько предлагает более централизованную модель палаты: обещает ужесточение контроля над нотариусами, их работой и даже публичной деятельностью. Одним из камней преткновения для сообщества может стать комиссия, которая будет принимать решение о передаче в суд дел, касающихся прекращения полномочий нотариусов.
Критики Василия Ралько утверждают, что комиссия станет средством, с помощью которого глава при необходимости сможет убрать из палаты нежелательных людей.
К.Корсик, консолидировав почти всех недовольных нынешним руководством МГНП, собирается делать ставку на автономизацию работы членов палаты и развивать традиции самоуправления. Противники К.Корсика уверены, что он постарается защитить недобросовестную часть нотариусов от возможных проблем с законом.
Нотариусы также упрекают Василия Ралько в финансовых проблемах палаты: сейчас находится в стадии банкротства АКБ "Межрегиональный инвестиционный банк", которому было доверено около 60 млн руб. нотариальных депозитов.
Критики нынешнего руководителя подозревают, что финансы МГНП оказались в проблемном банке не случайно, и винят в произошедшем именно президента палаты. В свою очередь правление МГНП отмечает, что потеряны были депозиты нотариусов, а сама палата ничего не лишилась, и верят в то, что деньги со временем удастся вернуть.
В свою очередь Константину Корсику припомнили проигранный судебный процесс с Федеральной нотариальной палатой и невыполненные обещания изменить законодательство о нотариате.
Обстановку на выборах подогрела волна черного пиара: нотариусы стали получать по электронной почте публикацию из газеты "Московские новости" от 15–21 мая 2001г., в которой анализировались обстоятельства смерти тогдашнего президента МГНП Анатолия Тихенко. Он был убит накануне очередных выборов главы палаты и перед этим ему угрожали, причем, как сообщается в публикации, делали это ближайшие коллеги. А.Тихенко собственноручно написал записку, в которой сообщал, что подозревает Василия Ралько "в связях с преступным сообществом".
За неделю до голосования в СМИ с обинениями В.Ралько в коррупции выступил председатель профсоюза работников нотариата Москвы Вишневский.
"Независимая газета" задается вопросом, кому выгодны "горячие" публикации накануне голосования, некоторые нотариусы заподозрили в их распространении команду основного конкурента - К.Корсика.
"В любом случае сейчас получается, что нотариусам приходится выбирать между человеком с некогда запятнанной репутацией и кандидатом, использующим черные пиар-технологии. Слив компромата наносит приблизительно одинаковый удар по репутации сразу двух кандидатов - и В.Ралько, и К.Корсика. Прежде всего это произошло потому, что создало у наблюдателей крайне неприятное впечатление: если нотариусы, которые априори должны быть юридически безупречными, ведут такую грязную пиар-кампанию, чего же можно ожидать от них в делах профессиональных. Затянувшееся противостояние двух примерно равных по силам оппонентов может продолжаться очень долго, но, очевидно, в нынешнем виде оно невыгодно прежде всего самой нотариальной палате Москвы", - возмущается издание.