Эксперты предложили ввести в России новую форму занятости
В ближайшем будущем необходимо законодательно закрепить новый формат занятости, который стал активно развиваться во время пандемии. Речь идет о «платформенной занятости», когда человек является не наемным работником, а посредником между онлайн-платформой и получателем услуг (например, трудится доставщиком еды или таксистом). Об этом говорится в исследовании (есть у РБК) Высшей школы экономики, который презентовала его автор Оксана Синявская. Исследование проводилось с участием представителей Ozon, «Ситимобила», «Яндекс.Такси», а также ряда министерств и ведомств.
Авторы исследования пришли к выводу, что «платформенная занятость» не вписывается в формат традиционных отношений по найму. При действующем законодательстве занятые в такой экономике становятся «фиктивно самозанятыми», поскольку при подключении к платформе оформляются как, например, индивидуальные предприниматели или самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход). Альтернативным вариантом становится работа без оформления. Однако оба решения оставляют работника незащищенным и по сути вынуждают самого искать варианты легального входа на рынок труда.
Помимо этого при таком подходе практически невозможно понять, сколько именно людей заняты в этой нише. Отсюда и широкий диапазон оценок ее будущей динамики: от 6–8 до 15 млн человек к 2030 году. Эксперты ожидают рост платформенной занятости в сфере электронной торговли, курьерской доставки, персональных услуг (косметологи, парикмахеры и пр.), ИТ.
Среди возможных решений — появление особой категории — «независимых работников». Они получат право на коллективное представительство интересов, но будут выведены из-под регулирования продолжительности рабочего времени и минимальной оплаты труда.
Под вопросом и социальное обеспечение «платформенно занятых». В качестве перспективного направления развития этой системы эксперты называют партнерские схемы софинансирования, совместное страхование социальных рисков при участии исполнителя, платформ и государственных институтов, а также расширение практик взаимного страхования.
Также в ВШЭ предлагают разделить «платформенную занятость» на несколько типов, и для каждого из них сформировать нормативную базу — так, как для разного типа предпринимательства сформирована своя трудовая база.
Авторы исследования предупреждают, что при избыточной жесткости традиционного трудового и социального регулирования в России существует риск, что при отсутствии подвижек в изменении законодательства платформенная экономика будет свернута либо уйдет в тень.