Общество, 26 июн 2013, 01:05

Таможня дает талоны

Читать в полной версии
Фото: из личного архива

После нескольких публичных выступлений по проблемам таможни я столкнулся с обращениями граждан, в которых речь нередко идет о фактах коррупции в этом секторе. Причем среди обращавшихся были не только представители коммерческих структур, но и сотрудники самих таможенных органов. К сожалению, этим обращениям свойственна общая особенность — их авторы делятся информацией, возмущаются происходящим, но не хотят подавать официальные заявления, как правило, опасаясь потери рабочего места. Тем не менее если в этих обращениях сообщается о нарушениях уголовно-правового характера, то, по моему мнению, депутат просто обязан просить соответствующие органы провести необходимые проверки, что мной и делалось.

В связи с этим не могу не отметить Следственный комитет России, который нередко подвергается в СМИ критике, возможно, в чем-то и справедливой. Я же хочу констатировать самое ответственное отношение к моим депутатским запросам. Так было с моим обращением по факту уклонения от уплаты таможенных платежей «Оборонсервисом» при закупке итальянских броне­транспортеров IVECO.

Так было и с последним моим запросом, связанным с возбуждением уголовного дела по факту превышения должностных полномочий сотрудником центрального аппарата ФТС полковником Д. Кузнецовым, ответственным за выдачу спецталонов на автотранспорт. Поясню, что они являются документами оперативного прикрытия, ограничивающими право досмотра автомобиля, а также проверку людей и груза. Если верить сообщениям в СМИ, то по предписаниям ФТС около 2/3 этих талонов было выдано на личные автомобили, то есть посторонним лицам.

Неясно, почему вообще не была прекращена выдача этих талонов для ФТС, ведь ее руководство от своего кадрового правоохранительного блока для чего-то вообще избавилось, фактически его ликвидировав. Тем не менее выдача подобных документов посторонним, да еще в таких масштабах — это безусловное ЧП. И в таких жестко централизованных структурах, как ФТС, главный ответственный за происшедшее для меня очевиден: это не формальный исполнитель полковник Кузнецов, а глава ФТС — А.Ю. Бельянинов. Не мог Андрей Юрьевич быть в неведении в отношении массовой беззаконной выдачи талонов. Бесспорное доказательство — лично на себя и ближайшее окружение получил «непроверяйки». Ну и совсем уму непостижимо: глава государственной таможни систематиче­ски обеспечивал такую возможность своему соседу по даче Ежову. Причем даже тогда, когда тот в соответствии с судебным решением был лишен водительских прав за «пьяную» езду. То есть в период «отбывания наказания» друг главы ФТС разъезжал на правах таможенного оперативника.

В СМИ также шла речь об удивительном поведении Бельянинова во время проведения следственных действий в ФТС. Утверждают, что он позволял себе врываться в помещение, где проходили эти действия и, мягко говоря, «препятствовал» им: выхватывал процессуальные документы, угрожал увольнением сотрудникам МВД и ФСБ. Все это должно было фиксироваться на видеокамеру. Почему бы прокурору не ознакомить с этой записью общество? Ее демонстрация позволит увидеть, насколько законопослушен был Андрей Юрьевич, обязанный, как любой гражданин, беспрекословно выполнять все требования следствия.

Но сейчас дело приняло такой оборот, что разговор надо вести в другой плоскости. Дело в том, что сразу же после этого эпизода примчались, нет, не адвокаты, а прокуроры из ММТП (Московская межрегиональная транспортная прокуратура). Они и заблокировали расследование, отменив постановление о возбуждении уголовного дела. То есть оно не просуществовало и суток. При таких обстоятельствах, на мой взгляд, объектом исследования надо делать не столько таможенников, сколько прокуратуру.

Чувствую, что добраться до текста прокурорского постановления, чтобы откомментировать его для читателей, будет непросто. Тем не менее фактические обстоятельства, изложенные в СМИ и пересказанные мной, не подвергаются сомнению. Ни пресс-служба ФТС, ни сам Бельянинов их не опровергают. В связи с этим я поинтересовался мнениями нескольких специалистов о возможных юридических основаниях для такого удивительного решения прокуроров. Прямо скажу, от представителей некоторых силовых структур я услышал лишь антипрокурорскую злобу: «Да в ММТП откровенно «крышуют» таможенников. Ни одного дела не дадут довести до суда — все развалят еще в зачатке… Жаловаться на них в Генпрокуратуру бесполезно…» Не хочется в это верить, хотя надеюсь, что мне помогут выяснить и изучить статистику возбужденных дел, окончившихся судебным приговором. К сожалению, не могу также забыть, как по совершенно очевидному делу IVECO транспортные прокуроры отвечали мне, что не усматривают причин для мер «прокурорского реагирования».

В отличие от силовиков адвокаты выдают более интеллигентную версию — как «ксендзы из ФТС охмурили козлевичей из прокуратуры». Просто объявили, что упомянутый Ежов сотрудничал с ФТС как глубоко законспирированный сексот. Прокуроры и изобразили веру в эту чушь, ведь только так у них появляется возможность задраить пробоину в таможенной барже. При этом еще и признать все дело секретным, что позволит убрать его из зоны общественного внимания. Политическую власть можно будет и попугать — не дай бог вылезет еще одна «сердюковщина»!

Нас сейчас ничем не удивишь — отсюда мой прогноз. Грязненькую историю блатных спецпропусков в ФТС до суда не допустят, и она, скорее всего, канет в Лету. Останется лишь воспоминание, которую заметит лишь самый пытливый обыватель. Да и тот может из всего сказанного сделать оптимистичный вывод: здорово у нас все устроено на таможне — вокруг главы таможни сплошные секретные агенты! Тут остается лишь добавить, что у Бельянинова и дома все в порядке по этой части. Ведь и жена Людмила Петровна имела талон-«непроверяйку», значит, тоже оперативница…

Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года