Кризис подтолкнул Европу к преступности
Европейский долговой кризис привел к росту теневого сектора экономики в регионе. Благодаря стремлению европейцев сэкономить рынок контрафактных продуктов, включая лекарства и автозапчасти, вырос вдвое, до 2 млрд евро. Кроме того, мошенники пытаются заработать на мерах властей по восстановлению после кризиса, в частности на возврате НДС — мошенничества в этой сфере оцениваются в 100 млрд евро в год.
Торговля поддельными сумками Gucci и дорогими марками вина была обычным делом и до финансового кризиса. Однако высокий уровень безработицы и сокращение доходов европейцев привели к буму на контрафактные потребительские товары ежедневного пользования вроде моющих средств. «Черный рынок увеличился в объемах», — констатировал в интервью The Financial Times глава Европола Роб Уэйнрайт. По данным полицейской службы ЕС, в конфискованных товарах доля лекарств, косметики, бытовой техники и продуктов питания составила 28,6% в 2011 году по сравнению с 14,5% годом ранее.
Основными потребителями дешевых товаров являются малообеспеченные европейцы. По данным Евростата, безработица составляет рекордные 12,2%, и, согласно последней статистике, почти 17% европейцев находятся на грани бедности. Однако потребительская аудитория мошенников еще шире — за счет нелегальных иммигрантов. Последние в отличие от местных жителей не могут получить доступ к социальным льготам. Поэтому они еще охотнее покупают подделки. Зачастую они соглашаются принять участие в мошеннических схемах, так как не могут найти нормальную работу.
В докладе Европола отмечается, что подделка потребительских товаров является одной из наиболее привлекательных сфер для аферистов, так как обеспечивает высокую прибыль при сравнительно небольших рисках. Более того, общественность смотрит на это сквозь пальцы. «Подделки, как правило, имитируют оригинальные товары довольно точно. Компании инвестируют огромные деньги в свои продукты, и имитации наносят вред их бизнесу, что, конечно, плохо. Однако по сравнению с прочей преступной деятельностью вред от контрафакта не такой серьезный», — пояснил РБК daily аналитик Chatham House Дэвид Ливингстон.
Всего в регионе, по данным Европола, действуют 3600 преступных синдикатов. «Они заняты в самых разных секторах и очень интернациональны по своей природе. В некоторые из них входят представители 60 и более национальностей. Они сами себе международные компании», — отметил Роб Уэйнрайт. Самым популярным направлением их деятельности является производство и распространение наркотиков (в этом бизнесе заняты около трети всех преступных группировок региона).
Среди прочих преступных сфер — подделка валюты, документов, квартирные кражи, экономические преступления, отмывание денег, кибератаки, переправка оружия и прочее. Эксперты отмечают, что Интернет существенно упростил работу аферистов. «У них есть даже свои рекрутинговые агентства, на чьих сайтах преступники под вымышленными именами публикуют свои резюме. С их помощью криминальный авторитет может найти человека с нужными для его дела навыками. Ведь преступники указывают в резюме самые разные достижения и способности, например умение взламывать определенные шифры. Подобные сервисы позволяют в сжатые сроки собрать команду на дело», — пояснил г-н Ливингстон.