Общество, 26 июн 2014, 01:24

Как изменилось ОСАГО

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Думский комитет по финансовому рынку одобрил ко второму чтению поправки в закон об ОСАГО, предусматривающие увеличение лимитов компенсации за ущерб автомобилю. Минфину пока не удалось добиться того, чтобы они не распространялись на уже действующие полисы.

На пленарном заседании Госдума рассмотрит законопроект 1 июля. Изменения предусматривают увеличение с 1 октября 2014 года компенсации за ущерб автомобилю со 120 тыс. до 400 тыс. руб., за вред жизни и здоровью пострадавшего — со 160 тыс. до 500 тыс. руб.

Спорным остался вопрос, распространять ли новые лимиты на действующие полисы или нет. Замминистра финансов Алексей Моисеев на заседании комитета высказался за то, чтобы не распространять, но поскольку текст законопроекта не содержит уточняющих формулировок, председатель комитета Наталья Бурыкина предложила ему попробовать отстоять свою позицию перед депутатами уже на парламентских слушаниях.

«Позиция Минфина абсолютно логична и обоснованна. Любое увеличение лимита должно сопровождаться увеличением тарифа», — полагает вице-президент «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. По его словам, если распространить повышенные лимиты на действующие полисы, во‑первых, будет нарушена математика этого процесса, в результате которой страховые компании будут получать гарантированные убытки, во‑вторых, будет происходить дискриминация новых клиентов.

Исполнительный директор ЗАО «МАКС» Андрей Мартьянов добавляет, что тогда будет необходимо пересчитывать и тарифы по действующим договорам. «В этом случае получается, что клиенту, прежде чем получить компенсацию, сначала необходимо доплатить премию», — предупреждает он. «Если увеличивать тарифы и одновременно повышать выплаты по действующим договорам, некоторый, может, не очень длительный, период будет катастрофа. Потому что новые деньги еще не придут, а из старых надо будет производить более высокие выплаты», — полагает финансовый омбудсмен Павел Медведев.

Еще одна важная норма законопроекта — размер компенсации по изношенным деталям автотранспортных средств. Изначально документ предусматривал увеличение размера минимальной компенсации до 40%, но со стороны некоторых депутатов поступило предложение поднять его до 60%. В итоге комитет предложил одобрить компромиссный вариант — 50%. Сейчас страховщик может решить, что деталь изношена на 80%, но компенсировать только оставшиеся 20% стоимости.

Стоимость полиса ОСАГО при этом предлагается оставить неизменной по крайней мере до 1 января 2015 года. Но в следующем году ЦБ сможет скорректировать тарифы дважды. А с 2016 года менять тарифы можно будет не чаще одного раза в год.

Также ко второму чтению была рекомендована поправка, позволяющая во внесудебном порядке решать споры клиентов со страховщиками. Согласно одобренному варианту, страховая компания принимает решения по выплатам в течение 20 дней, не включая праздничные дни. Если клиент недоволен полученной компенсацией, ему следует повторно обратиться к страховщику, который в свою очередь должен будет пересмотреть размер выплат в течение пяти дней. Причем повторное обращение в страховую компанию будет временной мерой — его планируется заменить на обращение к финансовому омбудсмену, после принятия соответствующего закона. Наталья Бурыкина отметила, что закон должен стимулировать страховщиков производить выплаты сразу в полном объеме. Так, по ее словам, после первого обращения страховая компания заплатит клиенту «три копейки», после второго «еще две копейки». «А мы хотим, чтоб страховые компании отдавали сразу пять копеек», — пояснила она.

«Смысл этой поправки заключается в том, чтобы пресечь злоупотребление правом со стороны так называемых автоюристов, которые провоцируют обращения в суды по страховым случаям, когда клиент даже еще не обращался в страховую компанию. Это порочная практика, которая приводит к резкому увеличению выплат, потому что страховые компании вынуждены оплачивать довольно серьезные деньги по расходам на суд, на адвоката», — считает Иванов. Он полагает, что соответствующая поправка позволит снизить дополнительные, ничем не оправданные расходы страховых компаний по судебным искам, что в свою очередь уменьшит убыточность по ОСАГО.

Институт финансового омбудсмена, который был организован в октябре 2010 года при Ассоциации российских банков, уже работает со страховыми компаниями. Павел Медведев отметил, что автоюристы заставляют страдать не только страховые компании, но и «грабят граждан». «Иногда плата за эти услуги обессмысливает победы для граждан. Конечно, с ними надо бороться», — сказал он.

Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением