Общество, 26 июн 2014, 01:25

Якунин и глухарь

Читать в полной версии
Фото: Олег Грицаенко/РБК

Дмитрий Медведев до сих пор не утвердил продление полномочий главы РЖД Владимира Якунина. Прежнее распоряжение о его назначении президентом РЖД сроком на три года было датировано 10 июня 2011 года, утверждает источник РБК в компании. Получается, глава государственной железнодорожной монополии уже две недели работает без разрешения правительства.

«Никаких документов о перезаключении контракта с Якуниным или о подписании контракта с кем-то еще председатель правительства не подписывал», — сообщила РБК пресс-секретарь председателя правительства Наталия Тимакова. От других комментариев она отказалась.

Ситуация с переназначением Владимира Якунина на третий срок остается неясной уже больше недели. Опрошенные РБК чиновники нескольких ведомств, включая Минэкономразвития и Росимущество, говорят, что все технические действия для переназначения предприняты: проект директивы согласован и отправлен в правительство. Задержку они объясняют некими техническими причинами, но отказываются объяснить, в чем дело. Публикация распоряжения правительства о переназначении Якунина ожидалась в конце прошлой недели, максимум в среду, уверял РБК один из топ-менеджеров РЖД на железнодорожном форуме, проходившем на прошлой неделе в Сочи. Сам Якунин на форуме был, но говорить с журналистами о своем контракте категорически отказался.

Якунину ничего не угрожает, считает высокопоставленный чиновник правительства. Хотя глава РЖД достиг пенсионного возраста (ему 65 лет), пока он остается под санкциями Запада, президент Владимир Путин «из принципа» не станет его менять, считает собеседник РБК. В конце марта Министерство финансов США внесло Якунина в список россиян, которым запрещен въезд в страну, а их активы на ее территории должны быть заморожены.

Среди 20 человек, оказавшихся под санкциями, только четверо не занимают государственных постов, зато, по данным Минфина США, составляют «близкий круг» президента России.

В санкционный список Евросоюза Якунин не вошел. По его словам, это произошло благодаря помощи «европейских парт­неров», которые делают все «от них зависящее». «Если бы они оказались в такой же ситуации, я бы для них сделал то же самое», — говорил президент РЖД журналистам в конце мая.

На прошлой неделе Якунин в ранге непереназначенного президента РЖД проводил международный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи. На нем были подписаны стратегические соглашения на общую сумму более 140 млрд руб., в том числе контракт РЖД и «Трансмашхолдинга» на поставку локомотивов, протокол встречи руководителей РЖД, «Казахстанских железных дорог» и «Белорусской железной дороги» по вопросам организации транзитных перевозок, меморандумы о взаимопонимании между РЖД и Alstom, ОТЛК и французской GEFCO.

Якунин занимает пост президента РЖД уже девять лет. Правительство впервые назначило его главой монополии в июне 2005 года, с тех пор кабинет министров продлевал его полномочия дважды — в 2008 и 2011 годах. Год назад, вечером 19 июня, сразу несколько российских информагентств, включая государственные, внезапно распространили сообщение об отставке Якунина и о назначении на пост главы РЖД первого вице-президента Александра Мишарина. Официальные представители государства и РЖД в течение нескольких часов не могли прокомментировать эти сообщения. Позже пресс-служба правительства назвала их фальшивкой. Сам Якунин заявил Forbes, что новость об отставке застала его на встрече Владимира Путина с бизнесменами «и аппетит не испортила». «Мы сидели и ели глухаря», — уточнил Якунин. По его словам, президент отнесся к происходящему как к шутке: «Сказал: какое счастье тебе привалило».

Глава РЖД неоднократно говорил журналистам, что контракт с ним будет продлен, если «государство — собственник РЖД» — будет удовлетворено его работой. В кулуарах Петербургского международного экономического форума в мае 2014 года он пояснил, что вопрос о переназначении на высшем уровне еще не обсуждался. «Никто со мной на эту тему не говорил», — сказал Якунин журналистам.

При Якунине началась реформа железнодорожной отрасли в России. По ее программе к 2011 году основной парк грузовых вагонов должен был оказаться в частной собственности. Пока была продана только Первая грузовая компания, владельцем которой стала структура Владимира Лисина. РЖД планировали приватизировать также акции «Трансконтейнера», но намерения монополии по передаче 50% своих акций оператора в Объединенную транспортно-логистическую компанию эти планы не подтверждают.

В первом квартале 2014 года монополия зафиксировала убыток в 10,2 млрд руб. (против 10,9 млрд руб. прибыли за аналогичный период 2013 года). Это произошло «впервые в истории РЖД», говорил журналистам Якунин в марте 2014 года, связав низкие финансовые результаты с решением правительства о заморозке тарифов на текущий год. Чистая прибыль РЖД по МСФО за 2013 год при этом сократилась в 2,5 раза, до 36,7 млрд руб.

 

Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Сгенерированная реальность: каким будет 2025 год для PR-специалистов
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist