Общество, 26 июн 2018, 12:39

ВС раскритиковал законопроект об отмене уголовных наказаний за репосты

В отзыве за подписью зампреда Верховного суда Владимира Давыдова говорится, что предложения разработчиков законопроекта не в полной мере согласуются с подходом законодателя
Читать в полной версии
Фото: Steven Saphore / Reuters

Верховный суд указал на недостатки во внесенном 25 июня в Госдуму проекте закона о внесении поправок в текст ст. 282 Уголовного кодекса РФ. Разработанный депутатами Сергеем Шаргуновым и Алексеем Журавлевым документ предусматривает отказ от привлечения к уголовной ответственности за «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц», в тех случаях, когда такие действия не связаны с применением насилия (либо угрозой его применения) или использованием служебного положения и не совершены организованной группой.

В официальном отзыве Верховного суда за подписью его зампреда Владимира Давыдова отмечается, что такие предложения «не в полной мере согласуются с подходом законодателя к вопросу об установлении уголовной ответственности за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

Согласно действующей редакции ст. 282 УК, к уголовной ответственности можно привлечь и за разжигание ненависти и унижение человеческого достоинства публично, с использованием СМИ либо в интернете. Для привлечения к уголовной ответственности (вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет) может быть достаточно неосторожно сформулированного поста в социальной сети или даже просто перепубликации чужого сообщения (репоста). На сайте партии «Родина», лидером которой является Журавлев, внесенный депутатом документ назван «законопроектом против тюремных сроков за репосты в соцсетях».

В пояснительной записке к законопроекту Шаргунова — Журавлева отмечается, что в последние годы число осужденных по ст. 282 устойчиво растет, а оправдательные приговоры остаются редкостью (в 2014–2016 годах их не было вовсе).

​«Наблюдаемая тенденция вызывает тревогу, поскольку может говорить о нарастании диссонанса между обществом и государством, а также об увеличении карательного уклона правоохранительной системы по отношению к гражданам, активно выражающим свою гражданскую, подчас патриотическую позицию», — указывают авторы законопроекта, отмечая также, что неопределенность положений ст. 282 УК ведет к произволу при ее применении.

С связи с этим Шаргунов и Журавлев предлагают дополнить Кодекс об административных правонарушениях ст. 20.3.1 «Пропаганда ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». В пояснительной записке ко второму законопроекту его целью названо установление справедливой ответственности за совершение незначительных по степени общественной опасности действий, таких как, например, репосты новостей и сообщений в социальных сетях. В итоге максимальным наказанием за репост может стать не лишение свободы на срок до пяти лет, а административный арест на 15 суток или штраф в 20 тыс. руб.

По мнению Давыдова, реализация предложений Шаргунова и Журавлева приведет к «фактической декриминализации» действий, караемых сейчас ч. 1 ст. 282 УК, в то время как решения, направленные на декриминализацию, «требуют особенно взвешенного подхода, основанного на результатах уголовно-правовых и криминологических исследований, подтверждающих необходимость внесения соответствующих изменений». При этом в пояснительной записке сведения о таких исследованиях отсутствуют.

Ранее против принятия законопроекта выступило и правительство России. В официальном отзыве, подписанном занимавшим тогда пост вице-премьера Сергеем Приходько, указывается, что пояснительная записка к законопроекту вообще не содержит обоснования необходимости предлагаемых изменений в УК. Более того, Приходько указал, что записка «носит противоречивый характер», так как ее авторы сами указывают на статистические данные, свидетельствующие о тенденции к росту числа караемых по ст. 282 преступлений.

​7 июня 2018 года Шаргунов обратился с предложением о пересмотре практики применения ст. 282 УК к президенту России Владимиру Путину. «Есть некоторые исполнители, которые с особым рвением берутся за так называемый экстрим, это некоторые хостинги в социальных сетях, лайки, репосты. И речь идет не о прямых призывах к насилию, что я категорически осуждаю, а просто о зачастую нелепых или резких суждениях, с чем можно не соглашаться. Но не преследовать же. Доходит буквально до маразма», — сказал Шаргунов в ходе прямой линии с главой государства, отметив также, что «достаточно расплывчатые» законы дают «огромное пространство для вольности толкований».

«Нет ли смысла как-то приостановить тех, кто на полной скорости решил закатывать чужие мнения?» — спросил депутат у Путина. Тот согласился, что, хотя заслон экстремизму и должен быть поставлен, доводить ситуацию до маразма не следует, и указал на необходимость проанализировать ситуацию и определиться с понятиями.

Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»