70% покупок сотовых телефонов носит замещающий характер
Российский мобильный рынок немного отстает от европейского, но в целом ему соответствует. По общим экспертным оценкам, в прошлом году было продано около 31 млн сотовых телефонов на сумму 5,5 млрд долл.
При этом в России сложилась определенная тенденция покупки телефонов – реплейсмента. Это означает, что большинство потребителей покупают телефоны, заменяя устаревшие модели более имиджевыми или технологически современными. Средний потребитель в России меняет мобильный телефонов раз в два года. Об этом рассказал в эфире программы "В фокусе" на телеканале РБК директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов.
Пользователей, которые покупают мобильные телефоны впервые, на рынке осталось немного. Большинство покупок носит замещающий спрос. "Сегодняшний рынок замещения мы оцениваем на уровне 70%. Остальные 30% покупают телефон впервые для себя", - отмечает директор подразделения телекоммуникации Samsung Дмитрий Кузнецов. Однако эксперты не могут сказать, что рынок мобильных телефонов перегрет в такой же мере, как в Западной Европе.
Производители сотовых телефонов отмечают еще одну тенденцию, характерную для российского рынка. в нашей стране женщины чаще выступают инициатором принятия решения о покупке телефона, чем в Европе. Соотношение такое: на Западе около 80% мужчин принимают решение о покупке сотового телефона, у нас – только 60% мужчин, сообщил Д.Кузнецов. Учитывая такую тенденцию, производители выпускают модели сотовых телефонов для женщин со специально подобранным дизайном, меню, функциями, например, такими как счетчик калорий, бюджетных расходов и др.
За последние два года ситуация на рынке сотовых телефонов улучшилась в плане легальности. По различным оценкам, в 2006г. степень легализации рынка сотовых телефонов в России составила порядка 85%. А в начале 2005г. этот показатель составлял 10%, отметил А.Гуськов.
Большую роль "в обелении" рынка сыграли сами производители. Они самостоятельно ввозят свои телефоны на территорию РФ, самостоятельно занимаются их растаможиванием с соблюдением всех норм закона. Следует учитывать, что переход на прямой импорт является высоко затратным процессом, но в то же время и экономически целесообразным. Работая по незаконным схемам, компания рискует потерять свой товар, а следовательно, собственный сегмент рынка. Либо производитель работает по-белому, выбирая схему прямого импорта, и уверен в том, что его товар появится на полках магазинов вовремя.
Что касается перспектив роста рынка сотовых телефонов, то стимулом считаются мобильные телефоны, поддерживающие соединение 3G. По прогнозам аналитиков, в 2010г. в мире будет продано свыше 1 млрд сотовых телефонов на сумму 128 млрд долл. 19% всех продаж составят телефоны, поддерживающие соединения 3G.
Здесь стоит сказать, что ведущая тройка операторов сотовой связи обещает развернуть сети третьего поколения в тестовом режиме в Москве и Подмосковье до конца текущего года, а их коммерческую эксплуатацию начать в начале 2008г.