Общество, 26 июл 2021, 20:56

«Дождь» посчитал долю условных приговоров российским силовикам

Более половины приговоров по 286-й статье заканчивалось условными сроками для силовиков. Чаще всего они превышали полномочия, совершая насилие над задержанными. Эксперты считают, что добиться справедливости по таким делам сложно
Читать в полной версии
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

За последние 11 лет половина сотрудников правоохранительных органов, которых привлекали к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий, получили условные сроки. Об этом сообщает «Дождь», который запросил у Верховного суда и проанализировал данные по всем приговорам и видам наказания для силовиков с 2010 года.

Судебный департамент Верховного суда относит к правоохранителям полицейских, сотрудников Росгвардии, работников судов и прокуратуры, следователей (СК, МВД и ФСБ), приставов, а также тех, кто служит в пожарном надзоре, ФСИН и таможне.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) является наиболее частым поводом для привлечения сотрудников органов к уголовной ответственности. При среднем количестве обвинительных приговоров против них на уровне 2,5 тыс. в год по этой статье в 2017 году привлекли 523 силовика, в 2018-м — 457, в 2020-м — 397.

Чаще всего в уголовных делах фигурирует применение пыток или насилие над задержанными (ч. 3 ст. 286 УК — деяния, совершенные с применением насилия, оружия или спецсредств и с причинением тяжких последствий). Например, в 2019 году из 397 процессов в 249 из них речь шла о именно об этой части статьи. Она предусматривает реальные сроки от трех до десяти лет.

Однако суды чаще приговаривают силовиков к условным срокам. В 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2018 и 2019 годах среди приговоров по 286-й статье было от 53 до 61% условных сроков, в 2015, 2016 и 2017 годах — 47–49%.

Единственным выбивающимся из общей статистики годом стал 2020-й. В прошлом году реальные сроки получили 45,5% сотрудников органов, превысивших полномочия, и только 32,8% — условные. Еще 18,8% силовиков наказали штрафом. Авторы исследования отмечают, что 2020 год нельзя рассматривать как типичный, поскольку из-за пандемии и ограничений работа судов была нарушена.

Руководитель юридической практики по правам человека фонда «Общественный вердикт» (признан российским Минюстом НКО-иноагентом) Дмитрий Егошин сообщил, что обжаловать мягкие приговоры силовикам получается редко, а добиться изменения решения российских судов в ЕСПЧ удается немногим.

Одним из последних громких случаев с мягким приговором полицейскому стало дело Ивана Князева — бывшего полицейского из Москвы. В декабре 2020 года на юге столицы он выстрелил из травматического пистолета в ногу 13-летней девочке — дочери своих знакомых. Девочка не получила серьезных травм, однако призналась, что Князев ее домогался перед выстрелом. После этого сотрудника уволили из МВД.

В марте 2021-го Князева признали виновным по п. «а» ч. 1 ст. 213 УК (хулиганство с применением оружия) и приговорили к трем годам условно и запретили занимать должности в правоохранительных органах на этот же срок.

Однако в апреле Мосгорсуд отменил приговор и отправил дело на пересмотр. В середине июля Князеву заменили условный срок реальным — экс-полицейский проведет в колонии-поселении два с половиной года.

Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи