Масляный лоббизм
Директор департамента животноводства Минсельхоза Владимир Лабинов попросил главного ветеринара Сергея Данкверта открыть Россию для продукции компании Fonterra. В своем письме чиновник указывает, что новозеландское масло и молочный жир не представляют угрозы здоровью российских граждан. Пикантность ситуации придает тот факт, что г-н Лабинов подписал письмо не в качестве госчиновника, а указал свой пост главы экспертной организации при Росстандарте.
Почти три десятка лет Владимир Лабинов занимается российским животноводством и хорошо осведомлен о проблемах молочной отрасли. В прошлом году его пригласили возглавить департамент животноводства и племенного дела Минсельхоза России. Это не первый его опыт работы в этом федеральном ведомстве — с 1997 по 2000 год в этом же департаменте он был заместителем руководителя.
С момента своего возвращения в ряды чиновников Лабинов до предела обострил отношения с большинством молочников, хотя до этого в течение десяти лет отстаивал их интересы на посту исполнительного директора Молочного союза. Недовольство большинства участников рынка возникает из-за нежелания Владимира Лабинова вести диалог по острым вопросам, в том числе по размеру и механизму субсидирования производства молока.
На прошлой неделе Лабинов вновь дал повод для критики своих действий. Он написал главе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю России (Россельхознадзор) Сергею Данкверту письмо с просьбой исключить из списка запрещенных молочных продуктов компании Fonterra сливочное масло и молочный жир. 3 августа Fonterra сама объявила, что в ряде ее продуктов могут содержаться бактерии, вызывающие ботулизм, а 12 августа Россельхознадзор ввел временные ограничения на поставку в Россию молочной продукции этой компании.
В своем письме Владимир Лабинов сообщил, что в секретариат Технического комитета при Росстандарте обращаются российские предприятия, которые либо импортируют сливочное масло, либо используют молочные жиры этой компании при производстве мороженого, плавленых сыров, десертов. Но масло и молочные жиры не могут представлять потенциальной угрозы населению, подчеркивается в письме.
Сегодня к Новой Зеландии предъявлены претензии в возможном распространения ботулизма, но в сливочном масле не может быть источников ботулизма в силу его свойств и состава, объясняет Владимир Лабинов: «Сама по себе проверка — это дело хорошее и правильное, но давайте искать ботулизм там, где он может быть, а не охотиться на синих китов в Сахаре».
Чиновник утверждает, что новозеландская компания к нему не обращалась. «Сама Fonterra на меня не выходила, но это крупнейший игрок новозеландского рынка, он занимает порядка 95% их рынка, и претензии предъявлены именно к нему, поэтому мы решили обратить внимание коллег на эту проблему», — добавил собеседник РБК daily.
Помимо самого обращения молочников удивила и должность, которой подписался Владимир Лабинов: председатель технического комитета по стандартизации «Молоко и продукты переработки молока» ТК 470/МТК 532, не указав при этом своей государственной должности. Кстати, вторым подписантом под обращением оказался и.о. исполнительного директора Молочного союза Евгений Купляускас.
Технический комитет по стандартизации — это совещательный орган при Росстандарте, экспертное сообщество, созванное для координации разработки и правки стандартов, проведения экспертизы, пояснил РБК daily Владимир Лабинов. Он подчеркнул, что его назначение на должность председателя комитета при Росстандарте согласовано с Минсельхозом. «Работа в Минсельхозе никак не ограничивает мою деятельность в комитете, — рассказал он. — Свое обращение в Россельхознадзор я мог подписать просто как гражданин, как кандидат наук, как угодно».
«Я крайне удивлен. Руководитель департамента животноводства Министерства сельского хозяйства России лоббирует увеличение импорта и поддержку сельхозпроизводителей Новой Зеландии», — заявил председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко на просьбу РБК daily прокомментировать обращение Лабинова. — На мой взгляд, главная функция главы департамента животноводства — делать все возможное, чтобы наращивать производство молока и поголовья скота в своей стране». Человек, который разрабатывает методику, приводящую к снижению внутреннего производства молока, выступает с заявлением, что необходимо срочно открыть рынок для ввоза молочной продукции, несмотря ее потенциальную опасность, подчеркивает г-н Даниленко.
Fonterra поставляет в Россию сливочное масло, сыр, концентрат молочного белка, сухое молоко и занимает, по данным компании, примерно 0,5% российского рынка молочных продуктов, включая масло.
На молочном рынке России сложилась уникальная ситуация, когда высокопоставленный чиновник Минсельхоза одновременно является председателем технического комитета и руководителем отраслевого союза, говорит главный редактор отраслевого портала DairyNews Михаил Мищенко: «Совмещение этих позиций, на мой взгляд, незаконно и позволяет оказывать мощное влияние на рынок. На сегодняшний день Молочный союз — это только название: он объединяет не более 7% молочного рынка России, при этом совет союза в основном состоит из трейдеров. Именно для них запрет на импорт сливочного масла и молочных жиров из Новой Зеландии стал основным ударом».