Общество, 26 авг 2022, 05:00

Россияне стали чаще отказываться от полиграфа при приеме на работу

Доля граждан, которые не считают тест на детекторе лжи допустимым или полезным при приеме на работу, растет. Причем о бесполезности полиграфа все больше говорят и работодатели, и те, кто хочет у них работать
Читать в полной версии
Фото: Владимир Синдеев / ТАСС

Рекрутеры все чаще считают применение полиграфа при приеме на работу неоправданным, а соискатели все реже соглашаются проходить собеседования с таким контролем, пришли к выводу эксперты сервиса Superjob в своем исследовании (есть у РБК).

Число российских компаний, применяющих детектор лжи, остается стабильно небольшим: для всех сотрудников его используют в 2% организаций, а только для определенных позиций при найме — в 8%. За последние два года количество работодателей, выступающих против использования полиграфа, выросло: так, в этом году 56% не считают целесообразным применение детектора лжи при приеме на работу, а в 2020-м таких было 47%.

Свою позицию представители компаний, как правило, объясняют сложностью и высокой стоимостью этого метода при недостаточной точности результатов. По мнению 36% рекрутеров, использование полиграфа оправдано только при закрытии некоторых вакансий; лишь 3% респондентов считают правильным применять его для всех.

Число соискателей, готовых пройти проверку на детекторе лжи при приеме на работу, за два года снизилось с 63 до 57%. Каждый четвертый опрошенный (26%) не согласен на такое тестирование за неэтичностью метода. Причем женщины отказываются от теста на полиграфе чаще, чем мужчины (29 против 24% соответственно).
Опрос проходил 18–25 августа в 201 населенном пункте во всех субъектах России, в нем приняли участие 1 тыс. HR-менеджеров и 1,6 тыс. представителей экономически активного населения.

Самым нелюбимым для россиян на собеседовании оказался вопрос: «Почему мы должны взять на эту вакансию именно вас?» — говорится в исследовании образовательной платформы Skillbox.

Опрошенные также отметили, что им был неприятен интерес рекрутера к причинам, по которым пришлось уйти с прошлой работы. Кроме того, в топ-5 наиболее неприятных вошли вопросы «кем вы видите себя через пять лет?» и «почему вы хотите работать именно у нас?», а также «расскажите про ваши слабые и сильные стороны».

«Работодатели нередко задают соискателям провокационные вопросы для оценки реакции. Есть несколько рекомендаций для подготовки к такому разговору. Первый вариант — найти список вопросов и ответов в интернете, адаптировать под себя и прогнать перед зеркалом или другом. Другой вариант — курсы или консультации с HR-экспертами, где разбирают механики усиления себя как потенциального кандидата. Эксперты помогут грамотно обновить резюме, составить продающее сопроводительное письмо, понять, как правильно презентовать себя на интервью и общаться с работодателями», — прокомментировала результаты опроса Александра Нечаева, руководитель направления «Психология» в Skillbox.

Pro
Поворот направо. Что политические изменения в Европе значат для экономики
Pro
За вашим роутером постоянно следят чужие смартфоны. Зачем они это делают
Pro
Коллапс в бьюти-бизнесе: почему в России ежегодно закрывается 70% салонов
Pro
У вас есть ₽1,5–2 млн на открытие дела. Как выбрать «ту самую» франшизу
Pro
В мире растет число адептов «детства без смартфонов». В чем они не правы
Pro
В обход санкций: как теперь рассчитываться за перевозку грузов из Китая
Pro
«Критическая точка». Почему Европе угрожает долговой кризис
Pro
Ученые причислили пиво и чипсы к растительной диете. В чем подвох